Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Бурэ Лев Леонардович
(1887.21.6 ­– 1943.30.12)

Художник - живописец, график. Заслуженный  деятель искусств УзССР (1939).Родился в Самарканде. B 1904—1905 гг. Бурэ.Л.Л  учился в Школе живописи, рисун­ка и скульптуры B. H. Мешкова в Москве.B1907 г. он посещал в Петербурге мастерскую графики И. Билибина и батальную мас­терскую Ф. Рубо при Академии художеств. Член АХРР (с 1926).Ha каникулы Бурэ обычно приезжал в Самарканд, где работал над этюдами вместе с туркестанскими художниками И. C. Казаковым, A. B. Исуповым и др. Быстрому вхождению Л. Л. Бурэ в художественную жизнь того времени способствовали не только личные знакомства со мно­гими живописцами, но и участие на выставках в Москве, Петер­бурге и Ташкенте, на которых экспонировались его городские архитектурные пейзажи. B предреволюционные годы Бурэ уже признанный художник.Его картины приобретали приезжавшие в Среднюю Азию западноевропейские путешественники, ученые, а также музеи и университеты.Бурэ вносил в свои картины настоящее знание местной жизни, что сообщало им правдивость и убедительность. Стремление к этюдной свежести и непосредственности впечатления Бурэ со­четал с известной законченностью, придававшей его этюдам кар­тинность.В 1911 году представил 100 карикатурных работ на выставке в Самарканде, после чего подвергался преследованиям за критику колониальной политики России.В 1918 году Бурэ принял непосредственное участие в организации художественного училища, единственного тогда в Туркестанском крае, и до конца своей жизни занимался педагогической деятельностью.Сотрудничал в узбекских советских газетах и журналах как карикатурист. Создал ряд политических плакатов.Как живописец работал преимущественно над архитектурным пейзажем, во многом опираясь на традиции В. В. Верещагина. Писал также жанровые и исторические картины. В 1927 году участвовал во Всесоюзной народной выставке произведений искусств в Москве. Персональная выставка, посвященная 30-летию художественной деятельности Бурэ, состоялась в 1936 году в Самарканде.Стремление к этюдной свежести и непосредственности впечатления Бурэ со­четал с известной законченностью, придававшей его этюдам кар­тинность.Прекрасно передав в пейзаже „Полдень у Биби-ханым" (1913) ослепительное полуденное солнце, заливающее типичную средне­азиатскую улицу, художник мастерски замкнул композицию город­ского пейзажа монументальными очертаниями Биби-ханым на заднем плане. Немногочисленные фигуры людей, занятых своими делами, органически дополняют пейзаж.Большой выразительности Бурэ достиг в картине „Площадь Регистан" (1917).Сильно вытянутое по горизонтали, полотно от­личается оригинальным композиционным решением: художник по­казывает в нем лишь подножие архитектурных памятников.Ha картине изображена типичная для среднеазиатского города жанро­вая сценка: бойко идет торговля, беседуют и пьют чай приехав­шие на базар дехкане, неторопливо семенят с поклажей ослики. Картина интересна и в цветовом отношении: охристый колорит земли и стен объединяет яркие краски восточного города в единое гармоническое целое.Эта же охристая гамма, характерная для городов Средней Азии, присуща и послереволюционным пейзажам Бурэ. B них нет внешней красивости, нарочитой яркости, они очень сдержанны и скромны по колориту. Даже в тех случаях, когда художник изображает памятник в упор, когда он ставит перед собой чисто по­знавательные задачи, он уравновешивает яркую бирюзу декора землистым цветом основного строительного материала. Большая правдивость пейзажей Бурэ покоится именно на правильно подмеченных цветовых отношениях, на умении показать предметы в их  естественной среде.Есть еще одна особенность в архитектурных пейзажах Бурэ, пленяющая зрителей, умение выбрать мотив. Бурэ редко изобра­жает памятник с фасада. Он предпочитает взглянуть на него сбоку, зайти внутрь, полюбоваться тишиной замкнутого дворика, насладиться яркостью расцветшего весеннего дерева. Ему доставляет удовольствие подниматься по ступеням, заглядывать в глубь про­ходов и коридоров, останавливаться перед какой-нибудь стеной, сплошь покрытой причудливым узором. Этот свободный выбор то­чек зрения, обусловливая богатство композиционных решений помогает художнику создать эмоциональный образ памятника.Было бы неправильно, однако, определять значение Бурэ в истории изобразительного искусства Узбекистана только как мас­тера реалистического пейзажа. Об этом говорит политическая и бытовая сатира художника.Интерес к явлениям окружающей социальной действительно­сти пробудился у художника очень рано. Бурэ видел в родном Самарканде не только великолепные памятники старины, но и пол­ную бесправия и нужды жизнь народа. K отцу Бурэ, который был присяжным поверенным, обращались с жалобами обиженные угне­тателями простые люди. Изнанка жизни рано открылась перед ху­дожником. Годы учения Бурэ в Москве совпали с годами русской революции 1905 г, и это повлияло на демократическую направлен­ность творчества молодого художника. Уже в 1911 г. он выступил в зале Самаркандского гражданского собрания со ста карикатура­ми, разоблачающими мрачные стороны русской действительности, колониальную политику самодержавия, гонения на евреев, взяточ­ничество чиновников, фанфаронство офицеров, за что был взят под негласный надзор полиции и подвергался неоднократным обыскам и временному аресту. Бурэ-карикатурист по-настоящему расскрылся в первые годы советской власти, когда перед молодой респуб­ликой встали задачи разоблачения врагов, борьбы с пережитками прошлого.Сотрудничая в местных газетах и сатирических журна­лах („ Машраб", „ Мушфики", „ Бигиз"), Бурэ брал на острие пера все, что стояло на пути молодой республики.Проникнутые большим гражданским   пафосом, рисунки Бурэ очень разнообразны по своему содержанию.Бурэ беспощадно обнажает звериный лик международных империалистов, наносит мет­кие удары по классовым врагам. Достается от художника алчно­му и невежественному духовенству. C большим знанием местного быта художник бичует пережитки прошлого.Сатирические стрелы Бурэ разят бюрократов, расхитителей народного достояния.Выполненные как рисунки, изредка подкрашенные акварелью, карикатуры Бурэ чаще иллюстративны по своему изобретательно­му решению, но мысль художника везде отчетливо читается.Умение подняться от изображения мелочей повседневной жиз­ни до больших политических обобщений делает карикатуры Бурэ значительным явлением в истории изобразительного искусства Уз­бекистана первых лет советской власти.Работа в области политической сатиры явилась серьезной шко­лой для Бурэ и пробудила у него интерес к большим, социально заостренным темам. B 1940 г. он создает картину „Казнь трех в Бухаре", написанную на основе детских впечатлений, неизгладимо запавших в душу и, может быть, определивших жизненный путь" художника. Зритель видит раскаленную палящим зноем площадь перед бухарским арком. Посредине ее, возле виселицы, происходит казнь преступников. Согнанный народ с ужасом следит за действия­ми палача, приготовившегося обезглавить одного из осужденных. Другой, уже казненный, лежит на земле, истекая кровью. Послед­ний с ужасом ждет неизбежной гибели.Несмотря на некоторые натуралистические тенденции, кото­рые снижают художественную значимость картины, она является суровым документом о тяжелом феодальном прошлом.Высоко оценивая творческие заслуги Л. Л. Бурэ и его плодо­творную педагогическую деятельность, ему в 1939 г.было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Узбекистана.Место захоронения: г.Самарканд.Кладбище” Центральное ”, по улице Братская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.