Бурэ Лев Леонардович
(1887.21.6 – 1943.30.12)
Художник - живописец, график. Заслуженный деятель искусств УзССР (1939).Родился в Самарканде. B 1904—1905 гг. Бурэ.Л.Л учился в Школе живописи, рисунка и скульптуры B. H. Мешкова в Москве.B1907 г. он посещал в Петербурге мастерскую графики И. Билибина и батальную мастерскую Ф. Рубо при Академии художеств. Член АХРР (с 1926).Ha каникулы Бурэ обычно приезжал в Самарканд, где работал над этюдами вместе с туркестанскими художниками И. C. Казаковым, A. B. Исуповым и др. Быстрому вхождению Л. Л. Бурэ в художественную жизнь того времени способствовали не только личные знакомства со многими живописцами, но и участие на выставках в Москве, Петербурге и Ташкенте, на которых экспонировались его городские архитектурные пейзажи. B предреволюционные годы Бурэ уже признанный художник.Его картины приобретали приезжавшие в Среднюю Азию западноевропейские путешественники, ученые, а также музеи и университеты.Бурэ вносил в свои картины настоящее знание местной жизни, что сообщало им правдивость и убедительность. Стремление к этюдной свежести и непосредственности впечатления Бурэ сочетал с известной законченностью, придававшей его этюдам картинность.В 1911 году представил 100 карикатурных работ на выставке в Самарканде, после чего подвергался преследованиям за критику колониальной политики России.В 1918 году Бурэ принял непосредственное участие в организации художественного училища, единственного тогда в Туркестанском крае, и до конца своей жизни занимался педагогической деятельностью.Сотрудничал в узбекских советских газетах и журналах как карикатурист. Создал ряд политических плакатов.Как живописец работал преимущественно над архитектурным пейзажем, во многом опираясь на традиции В. В. Верещагина. Писал также жанровые и исторические картины. В 1927 году участвовал во Всесоюзной народной выставке произведений искусств в Москве. Персональная выставка, посвященная 30-летию художественной деятельности Бурэ, состоялась в 1936 году в Самарканде.Стремление к этюдной свежести и непосредственности впечатления Бурэ сочетал с известной законченностью, придававшей его этюдам картинность.Прекрасно передав в пейзаже „Полдень у Биби-ханым" (1913) ослепительное полуденное солнце, заливающее типичную среднеазиатскую улицу, художник мастерски замкнул композицию городского пейзажа монументальными очертаниями Биби-ханым на заднем плане. Немногочисленные фигуры людей, занятых своими делами, органически дополняют пейзаж.Большой выразительности Бурэ достиг в картине „Площадь Регистан" (1917).Сильно вытянутое по горизонтали, полотно отличается оригинальным композиционным решением: художник показывает в нем лишь подножие архитектурных памятников.Ha картине изображена типичная для среднеазиатского города жанровая сценка: бойко идет торговля, беседуют и пьют чай приехавшие на базар дехкане, неторопливо семенят с поклажей ослики. Картина интересна и в цветовом отношении: охристый колорит земли и стен объединяет яркие краски восточного города в единое гармоническое целое.Эта же охристая гамма, характерная для городов Средней Азии, присуща и послереволюционным пейзажам Бурэ. B них нет внешней красивости, нарочитой яркости, они очень сдержанны и скромны по колориту. Даже в тех случаях, когда художник изображает памятник в упор, когда он ставит перед собой чисто познавательные задачи, он уравновешивает яркую бирюзу декора землистым цветом основного строительного материала. Большая правдивость пейзажей Бурэ покоится именно на правильно подмеченных цветовых отношениях, на умении показать предметы в их естественной среде.Есть еще одна особенность в архитектурных пейзажах Бурэ, пленяющая зрителей, умение выбрать мотив. Бурэ редко изображает памятник с фасада. Он предпочитает взглянуть на него сбоку, зайти внутрь, полюбоваться тишиной замкнутого дворика, насладиться яркостью расцветшего весеннего дерева. Ему доставляет удовольствие подниматься по ступеням, заглядывать в глубь проходов и коридоров, останавливаться перед какой-нибудь стеной, сплошь покрытой причудливым узором. Этот свободный выбор точек зрения, обусловливая богатство композиционных решений помогает художнику создать эмоциональный образ памятника.Было бы неправильно, однако, определять значение Бурэ в истории изобразительного искусства Узбекистана только как мастера реалистического пейзажа. Об этом говорит политическая и бытовая сатира художника.Интерес к явлениям окружающей социальной действительности пробудился у художника очень рано. Бурэ видел в родном Самарканде не только великолепные памятники старины, но и полную бесправия и нужды жизнь народа. K отцу Бурэ, который был присяжным поверенным, обращались с жалобами обиженные угнетателями простые люди. Изнанка жизни рано открылась перед художником. Годы учения Бурэ в Москве совпали с годами русской революции 1905 г, и это повлияло на демократическую направленность творчества молодого художника. Уже в 1911 г. он выступил в зале Самаркандского гражданского собрания со ста карикатурами, разоблачающими мрачные стороны русской действительности, колониальную политику самодержавия, гонения на евреев, взяточничество чиновников, фанфаронство офицеров, за что был взят под негласный надзор полиции и подвергался неоднократным обыскам и временному аресту. Бурэ-карикатурист по-настоящему расскрылся в первые годы советской власти, когда перед молодой республикой встали задачи разоблачения врагов, борьбы с пережитками прошлого.Сотрудничая в местных газетах и сатирических журналах („ Машраб", „ Мушфики", „ Бигиз"), Бурэ брал на острие пера все, что стояло на пути молодой республики.Проникнутые большим гражданским пафосом, рисунки Бурэ очень разнообразны по своему содержанию.Бурэ беспощадно обнажает звериный лик международных империалистов, наносит меткие удары по классовым врагам. Достается от художника алчному и невежественному духовенству. C большим знанием местного быта художник бичует пережитки прошлого.Сатирические стрелы Бурэ разят бюрократов, расхитителей народного достояния.Выполненные как рисунки, изредка подкрашенные акварелью, карикатуры Бурэ чаще иллюстративны по своему изобретательному решению, но мысль художника везде отчетливо читается.Умение подняться от изображения мелочей повседневной жизни до больших политических обобщений делает карикатуры Бурэ значительным явлением в истории изобразительного искусства Узбекистана первых лет советской власти.Работа в области политической сатиры явилась серьезной школой для Бурэ и пробудила у него интерес к большим, социально заостренным темам. B 1940 г. он создает картину „Казнь трех в Бухаре", написанную на основе детских впечатлений, неизгладимо запавших в душу и, может быть, определивших жизненный путь" художника. Зритель видит раскаленную палящим зноем площадь перед бухарским арком. Посредине ее, возле виселицы, происходит казнь преступников. Согнанный народ с ужасом следит за действиями палача, приготовившегося обезглавить одного из осужденных. Другой, уже казненный, лежит на земле, истекая кровью. Последний с ужасом ждет неизбежной гибели.Несмотря на некоторые натуралистические тенденции, которые снижают художественную значимость картины, она является суровым документом о тяжелом феодальном прошлом.Высоко оценивая творческие заслуги Л. Л. Бурэ и его плодотворную педагогическую деятельность, ему в 1939 г.было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Узбекистана.Место захоронения: г.Самарканд.Кладбище” Центральное ”, по улице Братская.
|
|