Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Ходжаев Алим

(1910.24.IX – 1977.14.II)

 Выдаюшийся узбекский  актер, режиссер,театральный и общественный деятель. Народный артист СССР (1959).Окончил Бухарский  институт просвещения (1929), участвовал в театральной самодеятельности.В 1929 вступил в труппу  Театра им. Хамзы. В 1951 окончил режиссерские курсы при ВТО в Москве. Роли первого периода творчества Калаф (“Принцесса Турандот” К.Гоцци), Козлов и Шегабутдинов (“Мятеж” по Фурманову, 1929), Гафарзаде (“История заговорила” Саида Сатарова, 1931), Эльбай ! (“Маска сорвана” З.Фатхуллина, 1932), Пулат (“Два коммуниста” Яшена, 1929), Розен-кранц (“Гамлет”, 1935), Анучкин (“Женитьба”, 1935), Фердинанд (1936); Лаэрт (“Гамлет”, 1936), Яровой (“Любовь Яровая” К.Тренёв 1937); Низамов (1938, “Предатели” З.Фатхуллина) и др.Уже в первый период проявились пытливость, трудолюбие артиста, его склонность к аналитическому методу работы над ролью.Особое место в творчестве А.Xоджаева заняли образы представителей передовой интеллигенции.Играя эти роли, он передает глубину размышлений своих героев о жизни, выявляет присущее им интеллектуальное начало, окрашивает свои образы мягкой задушевной лирикой.А.Xоджаев создал образы выдающихся представителей узбекского народа - поэтов А. Навои (Гос. пр. СССР,1949) и Хамзы Хакимзаде Ниязи (1942, 1949, 1960).В этих образах раскрывается одна из основных тем творчества актера: художник и народ.Большое значение для творчества актера имела его работа над образом Гамлета (1939, 1949), трактовка которого отличалась философской глубиной.Играя роли положительных героев,актер выражал во многих из них черты характера советской интеллигенции на разных этапах истории  государства: Бродский (“Интервенция” Славина, 1934), Умар (“Полет орла” Султанова, 1942), Забелин (“Кремлевские куранты”, 1947), Клобуков (“За тех, кто в море!”, 1947), Кедров (“Генерал Рахимов” Яшена, 1950), Саттар (“Сердечные тайны” Рахманова, 1953), Полторацкий (“Путеводная звезда” Яшена, 1958), Ярослав  ( “Фауст и смерть Левады”, 1961), Садик Сабирович (“Убийца” Уйгуна, 1965).Одна из лучших работ актера образ профессора Юлдаша Камилова (“Люди с верой” Султанова, 1960), показывающий моральную силу современного человека.Мастерство перевоплощения, разоблачительная острота проявились в ролях отрицательных персонажей: Яго (1941),Паратов (“Бесприданница”, 1944),Петр Бессеменов (“Мещане” Горького, 1951), Гульд (“Русский вопрос”, 1947), Салохиддин (“Заря Востока” Н.Сафарова, 1951).Среди других ролей актера: Карл Моор (“Разбойники”, 1955), Нолинак-ха (“Дочь Ганга” по Тагору, 1956), король Лир (1966), Нияз (“Неизвестный” Султанова, 1963) и др.Искусство А.Xоджаева отмечено лиризмом, интеллектуальностью.Его игра отличается тонкостью и изяществом выразительных средств, музыкальностью речи, грацией, пластикой движений. А.Ходжаев выступает и как режиссер; поставил  в театре имени Хамзы спектакль “Пролитая чаша” (1954), “Бай и батрак” и др.Депутат Верховного Совета УзССР 6-9-го созывов.Лауреат Государственных премий СССР (1949 — за театральную работу, 1977 - посмертно).Лауреат Государственной премии УзССР им. Хамзы (1967).Председатель Театрального общества УзССР(1955-77).Член Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР(1963-77).Награжден орденами ”Ленина”, “Трудового Красного Знамени”, 2 орденами “Знак Почета”, медалями.Место захоронения:Мемориальное кладбище “Чигатай”.

 

.

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.