Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

 Ковалевская Зинаида Михайловна

(1902.26.XII –1979.25.XI)

Художник –живописец, педагог.Заслуженный деятель искусств УзССР(1953).Народный художник УзССР(1964).Член союза художников СССР.Зинаида Михайловна Ковалевская крупная художница, педагог, мастер бытового жанра, родилась в 1902 г. в г.Вольске.Ее отец интересовался искусством и эт­нографией. Работая в школах Казани, он читал учащимся лекции по искусству.В доме Ковалевских часто бывал художник П. П. Беньков, из­вестный исследователь искусства Средней Азии проф. Б. П. Денике, искусствовед П. Е. Корнилов, историк-библиограф П. М. Дульский и др. Почти все они бывали в Средней Азии, изучали ее ис­торию, искусство и этнографию.В 1927 г. Ковалевская окончила Казанское художественное училище, где ее учителями были Н. И. Фешин и П. П. Беньков, который руководил ростом ее профессионального мастерства до конца своей жизни. Дипломная работа Ковалевской „Мыловаренный завод" была приобретена Государственным музеем Татарской АССР.Еще в 1926 г. художница вступает в АХРР, выезжает в творче­ские командировки в колхозы Татарии, на Урал, в Сибирь, Крас­ноярск и пишет картины „Детский сад", „Плавка золота", „Татарка-прачка", „Пионерка", „Молотьба в колхозе". Эти работы профес­сионально еще не совершенны, но они говорят об активном интересе художницы к жизни. Эта картины экспонировались на выставке АХРР в Казани и Москве и также стали достоянием Государствен­ного музея Татарской АССР.Летом 1930 г. Ковалевская была приглашена в Самарканд на работу в качестве художника кафедры этнографии Узбекского го­сударственного научно-исследовательского института (УзГНИИ).Выезжая по командировкам кафедры этнографии и артели художе­ственной вышивки „Труд женщины", Ковалевская изучает узбекский народный орнамент, выполняет эскизы вышивок. Из поездок она привозит много акварельных набросков, зарисовок женщин и детей. Труд ремесленников старого города подсказывает ей сюжет картины „Кустарь" (1932). Картина изображает ушедшее в прошлое примитивное кустарное производство и тяжелый труд ремесленннка, разматывающего коконы.Художница видела, как у входа в некрополь Шахи-зинда юрод­ствуют фанатики и кликуши.Она выступает против религиозного дурмана в картине „Дервиши обманывают народ" (1935).Стремясь запечатлеть новое в жизни узбекского народа, она пишет картины „В бригаде молодежи" — об энтузиазме соревную­щейся молодежи- и„Октябрины". Новый облик узбекской женщины она раскрывает в картинах „В ложе" (1937), „Победительница ве­лопробега" (1939) и др.В годы Великой Отечественной войны Ковалевская вместе со всеми художниками всей силой своего таланта служила общему делу победы над врагом. Уже в 1941 г. ею создано значительное произведение „Юные значкисты", в 1942 г. - картина „Возвращайся с победой". Патриотизм и гуманность узбекского народа художница отразила в картине „В новой семье", показав заботу об эвакуиро­ванных детях. Последние две картины были экспонированы на Всесоюзной передвижной выставке „Отечественная война" в Моск­ве, (декабрь1942 г).Плодотворно работая в годы войны, художница пишет картины, подсказанные самой жизнью.Так родилась картина „Дети в гостях у раненых" (1943).В просторной палате на больничных койках лежат и сидят раненые. В широко открытые двери вместе со све­том весны вошли ребята, принесли подарки и свою неподдельную детскую ласку.Наибольшим вниманием окружен самый тяжелый  больной. Здесь композиционный центр.Отсюда художница ведет зрителя в глубь картины к выздоравливающим раненым, вышедшим на прогулку, к солнцу, к жизни.За годы Отечественной войны живописный язык Ковалевской стал богаче. Расширилась тематика ее произведений. В 1943 г. она с успехом защитила экстерном дипломную рабо­ту художника на живописном факультете Ленинградского художе­ственного института им. И. Е.  Репина.Многогранно и плодотворно творчество Ковалевской в после­военные годы. Искусству узбекских вышивальщиц Ковалевская посвящает одно из лучших послевоенных полотен „Мастера народного творчества" (1947).Прообразами для него послужили давно знакомые и люби­мые ею вышивальщицы из артели „Труд женщины". На подмост­ках обширного двора артели старые мастерицы обсуждаю узор и качество вышивки сюзане, выполненного их молодыми воспитанни­цами. Девушки с живым вниманием слушают замечания старшей вышивальщицы, умудренной опытом и знаниями. Так в творче­ском содружестве создается новое произведение народного искус­ства. Вся группа крепко увязана с тонко написанным пейзажным окружением. Руины соборной мечети Екби-ханым, замыкающие ком­позицию, как бы подчеркивают преемственность советского декора­тивно-бытового искусства с художественными традициями прошлого. В этой картине художница преодолела этюдную незавершенность, часто встречающуюся в ее прежних работах.Картина „Мастера народного творчества" получила заслуженное признание у советского и зарубежного зрителя (в 1948 г. она экспонировалась на выставке "Советская женщина в искусстве" в Париже).Выезжая в пригородные колхозы, наблюдая жизнь и труд колхозников, художница создает произведения, показывающие пре­ображенный облик колхозной деревни и ее тружеников. Таковы „Сбор помидоров", „Премирование хлопкоробов" (1949), „На съезде знатных хлопкоробов" (1951).В 1951 г. Ковалевская заканчивает картину „Первые выборы в Верховный Совет в Самарканде".В ней художница передает тор­жество первых свободных выборов 12 декабря 1937 г.Вместе со всем народом идут избирать свой верховный орган власти и пожи­лая женщина-узбечка, и девушка, и старик, убеленный сединами.В яркой и сочно написанной картине художница передает торже­ственность и значительность события.Важную сторону живописного дарования 3.М.Ковалевской, составляет портрет.Крупнейший советский живописец Б.В.Иогансон писал как-то:„Портрет справедливо считается вершиной искус­ства. Дар портретиста -это особый  дар.Можно  владеть безуко­ризненно рисунком и формой, иметь колористическое  дарование и, вместе с  тем...не   быть портретистом.Для того, чтобы быть живописцем-портретистом, кроме всех необходимых профессиональ­ных качеств, нужно иметь еще одно - важнейшее -специфическую способность чувствовать внутренний мир  человека".Таким даром и такими качествами обладает Ковалевская. Об этом свидетельст­вуют  выполненные  ею портреты  художников П. П. Бенькова и М. В.Теплова.Особенно интересен портрет старейшего художника М. В. Теплова, в котором проникновенно раскрыт внутренний мир-ано художницей и натюрмортов. Ее натюрморты - это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и пейзаж неразрывно слиты. Таков ее натюрморт с фруктами у окна.Художники Самарканда, а вместе с ними и Ковалевская, часто посещают Ургут - самое живописное место в области. Результатом этих поездок явились пейзаж  „Ургут" (1957) и жанровая  картина „У арыка" (1957). В „Ургуте" поэтично передана красота вечера в горах. Последние лучи заходящего солнца золотят вершину горы, у подножия которой растворяется в сумерках колхозное село. Над селом стелется сизый дымок от очагов. К горной речушке детво­ра пригнала  на водопой овец.Широкий  мазок сменяется   здесь тонкой живописью, передающей чарующую красоту горного пейзажа. Сюжет жанровой картины „У арыка" прост и правдив.Девуш­ки остановились отдохнуть у арыка. Одна из" них вошла в арык и освежилась водой.С велосипеда соскочил догнавший   их паренек и  преподносит девушке  полевой  цветок.Шутки подружек усили­вают ее смущение. В этой лирической сцене художница   рассказы­вает о пробуждении первого чувства любви, о тех глубоких  изме­нениях, которые произошли в духовной жизни узбекской молодежи. Этим изменениям отвечает и поэтический пейзаж преображенного села.Лирическое настроение достигается и выразительностью теп­лого колорита, и эмоциональностью живописи.Творческой жизни 3. М. Ковалевской сопутствовала и ее педагогическая  деятельность.За двадцать лет педагогической рабо­ты она внесла большой вклад в дело подготовки молодых худож­ников.С1932по1949 г. Ковалевская преподавала живопись в Самаркандском художественном училище.Первые узбекские художники-живописцы - ученики П. П. Бенькова и 3. М. Ковалевской. В 1953 г. в Ташкенте в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием творческой деятельности Ковалевской состоялась ее пер­сональная выставка.Люди любят жизнеутверждающее искусство Кова­левской.Учениками Ковалевской являются народные художники Узбекистана Абдуллаев.А.А, Абдуллаев.Л.А.Место захоронения г.Самарканд.Кладбище “Центральное”.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.