Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Марьям   Якубова

(1909.19.X – 1987.2.II)

Актриса театра и кино.Народная артистка УзССР(1955).Марьям Якубова стояла у истоков создания профессионального театра советского Узбекистана. В творчестве этой актрисы воплощена живая история узбекского театра, телевидения, радио и кино…». Актрисой прожита насыщенная большим искусством жизнь. Марьям родилась в 1909 году в Бухаре в семье рабочего хлопоочистительного завода. Рано лишилась родителей. Племянница известной в Бухаре танцовщицы и певицы (Халилхон (Михали Каркиги) – попала во дворец эмира Бухарского и оказалась в числе тех, кто занимался развлечением высоких его обитателей), Марьям (это имя, кстати, она получила позже), с детства познала вкус выступления на свадьбах и пиршествах. Неудачный ранний брак и тайный побег из семьи мужа. Она рано начинает сниматься в кино и уже в 1925 году играет эпизодическую роль в фильме «Ледяной дом» (киностудия «Мехрабпром – Русь»), в фильмах режиссера Адриана Пиотровского «Родные» в роли журналистки, «Дама Треф» в главной роли стрелочницы кинофабрики поезда им. К. Ворошилова. Талантливая, одаренная от природы девушка, беззаветно влюбленная в искусство, с 1926 по 1929 гг. учится на курсах подготовки киноактеров, рекомендованных ей режиссером В. Гардиным. Вернувшись в Узбекистан в 1929 году Марьям Якубова в ожидании роли в кино работала в актрисой в Республиканском передвижном театре (в будущем Узбекском театре драмы им. Хамзы). «Хамза дважды благословил меня в начале сценического пути», - вспоминала Якубова. Первая их встреча произошла в 1926 году, когда актриса из Москвы приезжала на канукулы в Бухару и играла в «Народном доме», как в те годы принято было говорить. Ей сразу поручили три роли в трех одноактовых пьесах Хамзы. Также она также познакомилась с Файзуллой Ходжаевым, М. Уйгуром, А. Хидоятовым. На первой в жизни театральной премьере Якубовой присутствовал Хамза. Вторая их встреча произошла незадолго до гибели поэта: «Как-то иду, а на встречу мне Манон Уйгур, Аброр Хидоятов, Абид Джалилов и кто-то четвертый, вроде знакомый, а узнать не могу. Аброр-ака познакомил: «Это Марьям Якубова – актриса». Я узнала – Хамза: «А я помню ее, она в Бухарском народном доме в моих пьесах играла. А теперь что собираешься делать?». «Она актрисой кино хочет стать», - ответил за меня Хидоятов. «Надо идти в драматический, там мало женщин», - заметил Хамза и обернувшись к Уйгуру, мягко попросил: «Не отпускай ее». Слова Хамзы запали мне в душу. Они вселили уверенность и я твердо решила работать в узбекском театре». Кроме театра драмы им. Хамзы, актриса до начала второй мировой войны успела поработать в музыкальных театрах: в Узбекском музыкально-драматическом театре им. Свердлова (ныне ГАБТ им. Навои) и в Музыкальном театре им. Мукими. Она стала первой исполнительницей роли Майсары в спектакле «Проделки Майсары», сыграла Диану в спектакле «Собака на сене». Затем Якубова снова пришла в Академический театр драмы им. Хамзы. Игру ее отличали яркое личное обаяние, легкость и изящество исполнения, тонкий психологический рисунок, беспощадный психологический анализ характеров своих героев, широкий творческий диапазон исполнения как драматических, так и комедийных ролей. Все ее героини отличаются огромной внутренней силой. Марьям Якубовой созданы драматические, острохарактерные и комедийные образы героинь мировой драматургии, западно-европейского, русского и узбекского театров. Среди них: Гертруда в «Гамлете», Паскуале – «Овечий источник», Огудалова – «Бесприданница», Хонзода – «Бай и батрак», Мастура – «Холисхон», Попова - «Медведь», Анна Андреевна – «Ревизор», Феклуша – «Гроза» и другие. Она играла разноплановые роли, и любая, самая неожиданная героиня была ей по плечу: и Майсара, и Паскуале, и Анна Андреевна, и Огудалова, и Гертруда… И хотя Марьям Якубова окончила Московскую студию киноактера в 1929 году, а сниматься начала в 1925 году, сниматься на «Узбекфильме» она стала только с 1953 года – так затянулось для нее ожидание подходящего киносценария. Первой известной ее киноролью стала Хонзода в фильме «Бай и батрак» А. Гинзбурга и Л. Файзиева. Затем последовали фильмы: «Новоселье» – секретарь райкома (1954), «Сестры Рахмановы» – народный судья (1954), «Священная кровь» – эпизод (1956), «Очарован тобой» – эпизод (1958). И, наконец, кинороль, принесшая актрисе всенародную известность – это Ойпошша из фильма Шухрата Аббасова «Об этом говорит вся махалля». По единодушному мнению кинокритиков – это «лучший образ, созданный актрисой М. Якубовой в кино». Актриса, в 1955 году уже удостоенная звания Народной артистки Узбекистана, в этой кинокомедии старается играть предельно правдиво, подчиняясь требованиям молодого режиссера, проявляет себя свежо, по-новому, ярко и гармонично. 1960 год был годом большого успеха и признание ее в кино. А затем следует эпизодические роли в фильмах: «Дочь Ганга» (1961), «Трудный путь», «Прозрение», «Любить, не любить» – Замира (Таджикфильм), «Сыны отечества», «Белый рояль» – Малохат и др. Музыкально одаренная, с детства танцующая и поющая (более 10 лет играющая на сценах музыкальных театров республики) Марьям Якубова с трудом, однако, умещалась в рамках кинематографа, требующего от исполнителей большей типажности, естественности, бытописания, простоты. Актриса снималась в игровых сюжетах сатирического киножурнала «Наштар», выступала в передачах из цикла «Телевизионные миниатюры» на телевидении и пользовалась бескорыстной любовью зрителей. Такие ее роли в узбекском кинематографе, как Хонзода, Ойпошша, и Узбеккоим, принесли актрисе мировую известность. Так, болгарский журнал «Фильмови новини» раздел, посвященный 50-летию советского кинематографа, полностью отдает узбекскому кино и статье о творчестве Марьям Якубовой. Марьям Якубовой довелось играть в фильмах таких известных и крупных режиссеров, как К. Ярматов, Ш. Аббасов, Ю. Агзамов, Л. Файзиев, Х. Ахмерова и многих других. Снималась она и в телевизионном многосерийном фильме «Огненные дороги» в начале 80-х годов. Одна из ее последних работ на телевидении – Майсара в телевизионном фильме «Проделки Майсары», сыгранная ею спустя 30 лет после первого исполнения этой роли. Даже за одну эту роль ею сыгранную зрители навсегда запомнили ее и полюбили. Но многое, слишком многое осталось для нее за кадром. Одноплановые роли отрицательных, вздорных, взбалмошных женщин, бытовые, острохарактерные героини и роли руководительниц местного масштаба, персонажи «Наштара» – вот и все, что мог предложить ей кинематограф. Где уж тут Гертруда, Диана, Паскуале или Мастура… Конечно, кино сохраняет память об ее актерском даровании, дает возможность видеть ее. А кадры кинолент, хранящиеся в музее кино, дают возможность увидеть Марям-опу и во время репетиций ее в театре им. Хамзы, которому она отдала более 40 лет… В Доме кино сотрудники Музея киноискусства Узбекистана бережно хранят личные документы, медали, правительственные награды, грамоты, вырезки из газет и журналов, книги, киносценарии, многие фильмы, а также фотографии и негативы всех фильмов, в которых снималась Марьям Якубова, все киноматериалы, посвященные ее творчеству. И в дни ее юбилеев раз в 5 лет работники проводят выставки ее семейных и творческих реликвий, посвященные творчеству известной актрисы в кино, которая была награждена орденом «Знак Почета», медалями, Почетными Грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Но в памяти народной она остается такой, какой она была – жизнелюбивой, яркой, сильной. Она всегда была своей в любой среде. Особенно ярко проявлялось это на ее многочисленных встречах со зрителями. Везде ее знали, любили, с нетерпением ожидали встречи с ней. Марьям Якубова, народная артистка Узбекистана – легендарная Марьям-хон, как ее называли в народе, оставила незабываемые образы, как в театре, так и в кино. Ее фильмы «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни», «Белый рояль» и многие другие остались в золотом фонде киноискусства. Много ролей сыграла Якубова, все то, что на сделала, стало достоянием нашего экрана, сцены, всей национальной художественной культуры.Похоронена Марьям Якубова на Бухарско – еврейском кладбище на массиве Аллон,центральная аллея.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.