Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Надеждин Борис Борисович

(1905.4.V – 1961.7.III)

 Композитор,педагог.Заслуженный деятель искусств УзССР (1950).Профессор.Окончил Ярославский музыкальный техникум.В1929 году осуществилась мечта будущего композитора: он переезжает в Москву и поступает в музыкальный тех­никум им. Гнесиных    в класс Ми­хаила Фабиановича Гнесина.За три года, проведенных в техникуме, им написаны струнный квартет,поэма для скрипки и фортепьяно,фортепьянная соната,фуга и др.В 1932 году после окончания музыкального техникума он поступает в Московскую консерваторию в класс ком­позиции Г.И.Литинского.За годы занятий в консерватории Надеждин написал ряд инструментальных сочинений: сюиту для скрипки и фортепьяно, фугу для струнного оркестра, сюиту для домбрового оркестра.В 1934-1935 годах он пишет симфонию - первый опыт в крупном инструментальном жанре.В студенческие годы проявились и педагогические способности мо­лодого музыканта.Позднее эта линия станет основной главной в деятельности Надеждина.В1935-1936 годы, еще будучи   студентом Московской консерватории, он с увлечением преподает анализ форм и музыкальную литературу в Татарской студии, открытой при консерватории.1937 год был вдвойне знаменательным в жизни Б. Б. Надеждина : он закончил консерваторию и по путевке уезжает работать в Ташкент.С этого времени его жизнь и деятельность навсегда связываются с Узбекистаном, с узбекской музыкальной культурой.С1937 преподаватель (с 1945 доцент) в Ташкентской консерватории (класс композиции).Среди учеников Н. - С. Бабаев, X. Изамов, Г. Кадыров, А. Б. Б. Надеждин приехал в Ташкент в тот момент, когда композиторские классы в Ташкентской консерватории только складывались. Надеждин.Б.Б очень глубоко и тонко подходил к вопросу воспитания национальных кадров,подходя к этому делу как-то удивительно осторожно и чутко, всегда умел пробудить у студентов интерес к профессиональному творчеству.Год от года растет число молодых композиторов - учеников Б. Б. Надеждина, имена многих из них становятся известными всей республике.Среди учеников композитора - С.Бабаев, X.Изамов Г.Кадыров, А.Мухамедов, X. Рахимов, Пак Ен Дин,В.Мейен, Б.Гиенко, А.Берлин, И. Хамраев, Ю.Николаев, Ф.Янов-Яновский, Т.Курбанов, С.Варелас, А.Малахов, Г.Сабитов и др.Автор музыкальных драм, симфоний, пьес,сюит,поэм, песен, в том числе "Песни о Великом Ферганском канале".Им созданы сочинения в различных жанрах. Наиболее значительные произведения написаны для детей - сборник пьес-миниатюр для фортепьяно («Шесть детских пьес», «Три узбекские пьесы для фортепьяно», «Песни для маленьких детей» и др.), а также симфоническая сюита «Детям» (1961).Они отличаются простотой, изяществом и вкусом, опираются преимущественно на интернациональный строй узбекского мелоса и являются основой репертуара для учащихся национальных музыкальных школ.Соч.: муз. драмы - Месть (Касос, 1941, Узб. театр им. Мукими), Фархад и Ширин (1947, Т-р им. Ташсовета) - обе совм. с Ю. Раджаби; Века (Асрлар, совм. с Т. Джалиловым, 1948, театр Мукими); для солистов, хора и орк. - поэма Мечта (1941); для орк. - симфония (1934-35), симфониетта (1949); симф. поэма Сегох (1949); для орк. узб. нар. инструментов - сюита (1939), поэма Памяти В. И. Ленина (1939), обр. мелодий Хамзы (1942); произв. для фп. (в т. ч. Альбомы детских пьес); хоры и др. Н. С.Янов-Яновская.В последние годы своей жизни он порадовал всех созданием крупных оркестровых произведений: симфонические поэмы «Вальс», «Двух пьес для симфонического оркестра», «Детям».Эти три сочинения, разные по своему образно-эмоциональному и интонационному строю ,как бы венчают три тенденции в творчестве Надеждина.Председатель Узбекского отделения Музыкального фонда СССР (1948-55).Награжден государственными наградами.Место захоронения:Кл№1 (Боткинское)Карта№24.

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.