Абдуллаев Абдулхак Аксакалович
(1918.30.XII – 2001)
Художник –живописец.Член Союза художников СССР.Заслуженный деятель искусств УзССР(1950).Народный художник УзССР(1968).А.Абдуллаев - один из ярких представителей художников первого поколения живописцев Узбекистана, на протяжении всего творческого пути верного традициям реалистической школы живописи.Абдулхак Абдуллаев родился в 1918 в.г. Туркестане.Склонность к рисованию определилась у него в детстве. „Я очень любил животных, - вспоминает художник, - с интересом наблюдал за ними, узнавал их повадки, характер и тут же пытался вылепить их из глины или нарисовать на стенах дома углем".В 1928.г мальчик поступает в трудовую школу в Ташкенте, где наряду с другими предметами учащихся знакомили с основами рисования.В школе он начинает серьезно думать о профессии живописца.Осуществлению этого стремления помог счастливый случай: в 1931.г школа была переведена в Самарканд, где находилось художественное училище. Абдуллаев написал копию с портрета какого-то актера и, когда ее рассмотрели в училище, он был зачислен студентом без приемных экзаменов.Училище в Самарканде, обладавшее к тому времени сильным составом педагогов, считалось одним из лучших в стране.Учителями молодого художника были педагоги –Л.Л.Бурэ, З.М.Ковалевская, П.П.Беньков.Особенно большим уважением и популярностью пользовался П.П.Беньков -прекрасный педагог и замечательный художник. Он учил своих воспитанников верно видеть и правильно изображать предметы окружающего мира, требовал строгого и точного рисунка, максимального приближения к реальному цвету.В художественном училище Абдуллаев ревностно, с увлечением учится и вскоре делает успехи: в 1934.г в Москве открылась первая выставка узбекских художников, на которой была экспонирована работа молодого живописца „У хауза”. Эта работа, привлекавшая к себе внимание свежестью живописи, была приобретена Государственным музеем восточных культур.Бывая в Москве, художник посещает Третьяковскую галерею, Музей им, Пушкина и вдумчиво изучает полотна великих мастеров кисти и резца.Особенно пленяли молодого художника работы Репина. Он часами простаивал у „Протодьякона", восхищаясь могучей силой репинского гения. Именно здесь у художника зародилось желание испытать себя в жанре портрета.В 1936.г Абдулхак Абдуллаев оканчивает художественное училище с твердым намерением продолжать свое образование, В течение двух лет он мною и упорно работает, пишет портреты и пейзажи.В 1937.г, когда в Москве была организована вторая выставка произведений узбекских художников, Абдуллаев представил две работы: портреты брата и товарища.Вторая работа выделялась широкой манерой письма, стремлением раскрыть характер человека. С этого времени можно говорить о повороте Абдуллаева к искусству портрета.В 1938.г художник-поступает в Московский художественный институт, им. Сурикова. Однако закончить учебу Абдуллаеву не удалось: помешала начавшаяся Великая Отечественная война;.В начале. 40-х годов художник выполняет целую серию портретов людей колхозного кишлака.Пять лет упорного труда позволили Абдуллаеву приступить к созданию сложных портретов-образов. Первой такой работой был портрет народного артиста СССР лауреата Сталинской премии Абрара Хидоятова (1946).По собственному признанию Абдуллаева, его неизменно привлекают люди волевые, энергичные, темпераментные.Страстное желание написать портрет актера зародилось у художника тогда, когда он увидел Хидоятова в его коронной роли Отелло.Начиная писать портрет Отелло-Хидоятова, художник еще не представлял отчетливо, как изобразить актера. Хидоятов сам подсказал ему решение этой задачи, придя на сеанс в гриме и костюме Отелло. «Мне так понравилось костюм, грим, выражение и поза, которые принял Хидоятов, - вспоминает Абдуллаев, - что я, ничего не меняя, сразу же стал его писать".Портрет Абрара Хидоятова был одобрен зрителями.Ободренный успехом, Абдуллаев в том же году начал писать два портрета.Внимание художника привлекли другие видные деятели театра им. Хамзы: народная артистка СССР С. Ишантураева и народный артист республики М.Уйгур.Портрет Маннона Уйгура, законченный в 1947 году по силе выразительности, по меткости характеристики и глубине раскрытия состояния человека - один из наиболее сильных образов в творчестве Абдулхака Абдуллаева.Постоянно думающий, обуреваемый творческими замыслами и планами, таким остался в нашей памяти этот талантливый режиссер.Таким предстает перед нами Уйгур и на портрете.В 1948.г Абдуллаев создает портреты народных мастеров Усто Ширин Мурадова, Ташпулата Арсланкулова и несколько вариантов портрета знатного хлопкороба Назарали Ниязова.Стремление Абдуллаева как можно полнее и убедительнее раскрыть психологию портретируемого наиболее ясно видно в работе над образом Назарали Ниязова.Еще в те годы, когда Абдуллаев работал в колхозах, у него зародилась мысль создать портрет знатного хлопкороба.Этот образ был настолько многогранен и ярок, а творческие возможности художника в то время были еще столь скромны, что он не решался браться за эту работу. Но и позже ему не сразу удалось создать полноценный портрет.Художник написал пять различных вариантов портрета Назарали Ниязова. От портрета к портрету полнее, глубже и правдивее становился образ, четче и убедительнее композиция, выразительнее детали обстановки.Лучший из них портрет Назарали Ниязова 1949.г.Знатный хлопкороб с кетменем на плече как бы на миг остановился на краю хлопкового поля. Его еще по-молодому статная, сильная фигура четко вырисовывается на фоле неба. Он стоит опустив левую руку на пояс, а правой поддерживай кетмень, и внимательным хозяйским взглядом окидывает поле. Бронзовое от загара лицо, сухощавая и крепкая фигура, мускулистые руки, уверенная поза—все это убеждает нас, что перед нами человек труда, хозяин земли, умелый мастер своего дела, энергичный и неугомонный.Одновременно с этим полотном художник написал портрет академика Айбека. Известный узбекский писатель изображен сидящим в кресле. Собранность в фигуре, напряженность позы, острая мысль, читающаяся на лице, убедительно выражают глубокий интеллект и волнение творческого раздумий этого удивительно энергичного человека.Портреты Назарали Ниязова и Айбека, экспонированные на Всесоюзной выставке в Москве (1950), пользовались заслуженным успехом у зрителя и по достоинству были оценены художественной общественностью столиц.Не довольствуясь достигнутым, художник продолжает работу по созданию галереи знатных людей республики. Его по-прежнему интересуют люди творческого склада, многогранных и обширных интересов.Таковы портреты академика Кары-Ниязова, кинорежиссера К. Ярматова (1953).В последние годы Абдуллаев написал ряд портретов. Среди них наиболее убедителен и совершенен портрет матери художника, верно повествующий о большом и нелегком жизненном пути пожилой женщины. Нужно отметить и такие произведения художника, как „Большая семья", портрет писателя С. Абдуллы и „Девушка в саду ”, написанные на пленере.Он автор многочисленных портретов, в том числе Тамары Ханум, Джавахарлара Неру, Индиры Ганди и близких ему людей. Им создан также цикл автопортретов разных периодов жизни.Выставки работ художника состоялись в Ташкенте 1940, 1946, 1953 годах.Автор ряда статей по вопросам искусства.Преподавал в художественном училище (1950-57) и педагогическом институте им.Низами (1955-57) в Ташкенте.Полотна художника хранятся в музеях Узбекистана, России, Италии, Индии и других стран мира. Награжден орденом “Трудового Красного Знамени ” и медалями. Место захоронения :Мемориальное кладбище “Чигатай ”.
|
|