Беньков Павел Петрович
(1879.20.XII - 1949.16.I )
Художник, живописец. Заслуженный деятель искусств УзССР (1949).П. П.Беньков родился в Казани 20 декабря 1879 года.Окончил Петербургскую академию художеств, в которой учился с 1901 по 1906 годы. Продолжил своё образование в Париже в академии Жюлиана в 1906 году.1909 г. закончил Высшее художественное училище при Академии художеств.Его учителями были известные мастера-реалисты и крупные педагоги Д. H. Кардовский, Я. Ф. Ци-оглинский, П. E. Мясоедов, Г. P. Залеман. Беньков посещал также мастерскую И. E. Репина, оказавшего большое влияние на молодого художника..C 1909 года по 1929 год П. П. Беньков преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани.В 1929 году он вступил в «Ассоциацию художников революционной России».B1929 г.Беньков приехал в Узбекистан.Второй, узбекистанский, период наиболее значителен и плодотворен в творческой деятельности Бенькова.Здесь полностью раскрылись индивидуальные особенности его таланта, здесь он стал подлинным мастером.С 1930 года стал преподавать живопись в Самаркандском художественном училище, где он воспитал целую плеяду местных узбекских художников. В своих жанровых и исторических картинах, написанных в годы жизни в Узбекистане, а также портретах, П. П. Беньков красочно отобразил национальный колорит и быт людей, живущих в Узбекистане, природу края и архитектуру его городов. Его картины имеются во многих музеях Москвы, Ташкента и Самарканда, а также и в частных коллекциях. Переезд в Узбекистан можно считать этапом творческой работы художника.Южное солнце Узбекистана, красочный быт, новая тематика дали громадный толчок его творческой деятельности. Здесь, в Узбекистане, он начал переходить к более сложным композициям".Художник работает с большим увлечением. Захваченный своеобразием городов Узбекистана - Бухары, Хивы,Самарканда -он стремится передать контрасты яркого солнечного освещения и густых теней, запечатлеть национальные особенности быта узбекского народа, облик людей, красочность их костюмов.B первые годы жизни в Узбекистане (1929—1933) Беньков, проявляя необычайную работоспособность, создает множество этюдов и картин, изображающих изобильные восточные базары, узбекские чайханы с отдыхающими людьми, залитые солнцем улицы. Мастерски написанные с натуры, все эти произведения живо и непосредственно передают типичные сценки городской жизни.В эти годы художник создал картины „Крытый базар в Бухаре" (1929), „ Водоносы у хауза" (1932), „Старая Бухара” (1931), „Девушка-хивинка"(1931).Успехи социалистического строительства в Узбекистане поставили перед каждым художником задачу отразить новую жизнь в своем творчестве. Беньков горячо откликается на важнейшие события, происходящие в республике.B1932 г.он впервые переходит от пейзажных этюдов и жанровых картин к сложным сюжетным композициям.Тематика его произведений широка и актуальна. Картины „Шелкомотальная фабрика Худжум" (1932) и „Восьмое марта на Регистане" (1933) отражают борьбу за раскрепощение женщины и вовлечение ее в социалистическое строительство. Ирригационная стройка показана в картине „Раватстрой" (1934), трудовые будни колхозников- в картинах „Заветный урожай" (1935) и „Окучка хлопка" (1936).C середины 30-х гг. Беньков участвует во всех республиканских и всесоюзных выставках. Его работы входят в экспозиции музеев Москвы, Казани, Ташкента, Самарканда, Бухары и других городов Советского Союза.Беньков работал также над портретами передовых людей Советского Узбекистана. B 1930 г. он написал портрет всеузбекского старосты Ю. Ахунбабаева, создав образ советского государственного деятеля, вышедшего из народа. K1940r. относится прекрасно написанный реалистический „Портрет колхозника-ударника". Следует назвать также портреты артиста Алябьева, искусствоведа Канского, художницы Ковалевской и др.Картиной „Девушка с дутаром" (1947) Беньков завершил большой цикл произведений, начатый еще в 1931 г. „Девушкой-хивинкой". художник создал поэтичный, обаятельный образ свободной узбечки наших дней.Беньков неустанно трудился, стремясь в ярких образах рассказать людям о нашей многогранной и прекрасной действительности. Его творчество имело большое значение для становления и развития молодого реалистического искусства в Советском Узбекистане.Правдивые и жизнерадостные произведения Бенькова вошли как ценный вклад в искусство Узбекскистана.Особенно велика заслуга Бенькова в деле подготовки первых художников-узбеков.C 1930 г. в течение девятнадцати лет он руководил Самаркандским художественным училищем.Беньков обладал даром передавать свое мастерство ученикам.Своими замечаниями и увлекательными рассказами о великих мастерах живописи он вдохновлял учащихся, среди которых пользовался исключительным уважением и любовью.Его учениками были известные живописцы Узбекистана: народный художник УзССР Л.Абдуллаев, заслуженный деятель искусств А.Абдуллаев, художники Ч.Ахмаров, Р. Тимуров, А.Разыков, Ш.Хасанова, Р.Ахмедов и др.Многолетний самоотверженный труд Бенькова получил признание народа. B 1949 г. ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств.B начале1949 г. его кандидатура была выдвинута в действительные члены Академии художеств CCCP.Место захоронения: г.Самарканд.Кладбище"Центральное".
|
|