Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Чепраков Константин Павлович

(1907.18.IX -1972.31.V)

Художник -живописец,график.Народный художник УзССР(1967). Родился 18 сентября 1907 г. в Бердянске (Осипенко) Украинской ССР. До 14 лет Константин учился в реальном училище, где выказал успехи в рисовании.Но когда родители умерли в 1921 году, родственники разделили имущество и детей. Два брата через некоторое время сбежали в Керчь, подрабатывая по пути в совхозах.А потом их судьбы разошлись: Константин пошёл в армию,а брат поступил учиться в военное училище.В армии он много рисовал, стал армейским художником. И неудивительно, что после службы поступил на учёбу в Одесский политехникум изобразительных искусств. После окончания учёбы он приезжает в Ташкент(1938). Учится  у А. Н. Волкова. Особая дружба связывает его с художником Уралом Тансыкбаевым. Работает в Издательстве детской литературы художником - иллюстратором. Учавствует в выставках.Первая серьезная творческая работа Константина Пав­ловича Чепракова началась на строительстве Большого Ферганского канала в 1938 г. Эта одна из больших строек Узбекистана довоенных пятилеток нашла свое отражение в творчестве многих художников. Различные моменты жизни строи­тельства, жанровые сцены, портреты ударников и рядовых строи­телей проходят чередой на листах графических серий Мальта, Рейха и других художников.Рисунки карандашом, тушью и углем, привезенные Чепраковым с Большого Ферганского канала отмечены своеобразным почер­ком художника-графика, хорошо понимающего задачи этого вида искусства. Своими сюжетами и образами эти динамичные рисунки свидетельствуют об умении художника разобраться в сложной об­становке строительства, увидеть в массе явлений характерное, но­вое, а, главное, художественно обобщать свои наблюдения.Большой Ферганский канал в 1938 г., Чирчикстрой в 1940 г., прокладка железной дороги Чарджоу - Кунград в 1947 г.вот основные вехи 30- 40-х гг., отмеченные в творчестве Чепракова серьезными тематическими произведениями. Этот путь пройден мно­гими графиками Узбекистана. Но если для других творческая работа на стройках являлась очередным освоением новой темы, то для Чепракова она приобретала этапное значение: в каждой серии, привезенной с нового строительства, отчетливо проступает креп­нущее мастерство и намечаются дальнейшие пути роста.Творчество Чепракова -  в процессе развития. И в этом отно­шении значительную роль играет сотрудничество Чепракова с художниками У. Тансыкбаевым и М. А. Арининым, начавше­еся в 1951 г. с совместного оформления павильона Узбекистана на ВСХВ.Под заметным влиянием тонкого и вдумчивого живописца У. Тансыкбаева у Чепракова й последние годы заметно возрос интерес к живописи.Ряд живописных этюдов, привезенных Чепраковым из Подмос­ковья в 1954 г., свидетельствует об определенных успехах худож­ника. Однако несколько однообразная палитра Чепракова еще не отражает всего красочного богатства реального мира.На республиканской выставке, посвященной 40-летию Октября, экспонирована картина Чепракова „В выходной день". Эта картина писалась одновременно с работой Чепракова в бригаде художников над декоративными панно для фойе театра им. Навои. Отделка фойе традиционными орнаментами различных областей Узбекистана обя­зывала бригаду художников найти художественный образ, а также колористическое решение композиций, которые бы органически связывались с интерьером. Руководитель бригады У. Тансыкбаев, мастер тонких цветовых нюансов, сумел направить работу худож­ников по нужному руслу. Семь панно, нежных и певучих по ко­лориту, созданных общим трудом Тансыкбаева, Аринина и Чепрако­ва, дополняют убранство театра.Принятую в этих панно приглушенность колорита Чепраков перенес в картину „В выходной день", и мягкий лиричный пейзаж с тонко прописанной свето-воздушной средой смотрится отдельно от жанровой группы картины.Чепраков сам почувствовал противоречие между замыслом и воплощением и работает над вторым вариантом картины.Константин Павлович Чепраков подошел к новому этап­ному моменту. Художник у истоков новых творческих поисков. На Всесоюзной выставке, посвященной 40-летию Октябрьской револю­ции, демонстрировались его красивые пейзажи, исполненные гуашью в сочетании с акварелью, а иногда с применением пастели. Творчество К.П.Чепракова тысячами нитей связано с искусством Узбекистана, с его ошибками, недостатками и успехами. Оно довольно отчетливо выражает то новое, что пришло в пейзажный жанр Узбекистана.Художник не получил специального образования, и поэтому творчество для него - вереница собственных открытий и упорный труд. Имя Константина Чепракова широко известно любителям советского искусства. Его акварели, графические работы неоднократно бывали на зарубежных выставках.Место захоронения:кл№1(Боткинское).Карта №18.

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.