Чиганов Георгий Иванович
( 24.VIII.1925 – 2.IV.1996)
Художник.График.Заслуженный деятель искусств Узбекистана.Георгий Иванович Чиганов родился в деревне Каленое, Западный Казахстан.1942-1946 – Проходил службу в рядах Советской армии.В 1954 году окончил Ташкентскую Республиканскую школу искусств.С 1954 начал работать в периодических изданиях республики Узбекистан.1962 - Был принят в Союз художников СССР.1963 – Стал членом Союза журналистов СССР.1968-1972 - Работал заместителем председателя совета директоров и председателем комитета эстетики Союза художников Узбекистана.1969 - Член Всесоюзного Комитета акварелистов СССР Союза художников. Член Всесоюзного комитета III, IV, V и VI Всесоюзной выставки акварели.С 1972 года – Делегат III Всесоюзного конкурса артистов и делегат VIII, IX, X и XI съездов художников Узбекистана.Акварель занимает особое место в работах Георгия Ивановича Чиганова. Акварельные пейзажи передают гений восприятия мастера, его открытого и яркого стиля, способного чувствовать очарование родины, и искреннего чувства любви к своей стране. Неважно, в каком уголке СССР он находится – отдаленный Кольский полуостров или вдоль сурового Енисея, в горах, предгорьях Тувы, или в его родном солнечном Узбекистане. Художник стремится поймать момент, когда природа появляется во всей своей неподражаемой красоте. Эти пророческие моменты позволяют ему не только выражать свои личные эмоции; через настроение и восприятие он постигает сущность красоты окружающей среды, и воспевает это в своих творениях, создавая волнующий эпос.Чиганов не делит среду на отдельные части, он охватывает расстояние и пространство, позволяет слышать голоса природы, наблюдать ее, и задуматься относительно ее бытия и перемены. Его картины отображают многоликое великолепие тишины и покоя природы, заката и рассвета ("Теплый вечер в Аксу,", "Яркий вечер", "Хива утром", и красоту безмолвия - сдержанное и неусыпное спокойствие, которое предвещает шторм ("Озеро, покрытое облаками"), обожженная земля, в малиновом тумане ("Деревня в красном"), и красоты природы весной, с ее богатством и радостью цветов ("Радуга", "Весенние облака"). Будучи очарованным красотой свой родины, Г. Чиганов изобразил это во все времена года, замечая великолепия окружающей среды. Пейзаж как таковой - это выражение души художника и страны, отражение жизни в реальности. Он не только восхищается уникальным благолепием суровых лесов и озер на севере, величавостью безмолвных гор и цветущих долин, но и наделен любовью к жителям земли, с которыми он связан невидимой, но нерушимой нитью. Именно поэтому он различает все изменения, с таким душевным волнением и гордится делами людей ("Группа на электрохимическом предприятий", "Норильские металлургический комбинат").Смысл гармонии между делами человека, результатами его рабочей силы и его окружения - отображает акварель Г. Чиганова "Очаровательный вечер" и "Горячая пора". Тополи Ломбардии, снежные тюки хлопка, грузовиков и людей рядом с ними - все эти изображения в красочной и размеренной гармонии представляют беспритворность тружеников в горячую пору. Акварель художника передает радость и гордость людей, проживающих на невероятно богатой земле, которая воздает им должное за их усердную работу. Земля и люди, которые возделывают ее - неразделимы. Гармония цвета и света рождает акварель с эмоцией и благозвучностью; показывает искренность людей.Чиганов рисовал свои картины в разных частях страны, которые отдаленны и не похожи друг от друга. Именно поэтому они выразительно отличаются. Пейзажи, отображающие Урал и Север, представляются однотонными и спокойными. Весьма часто художник рисует сумерки и мглу, окутывающие пространство, неподвижную туманную дымку на поверхности озера в окружении тишины и покоя. Это совсем другой мир, столь отличающийся от меланхоличного и загадочного ландшафта Тувы с его красочными переходами. Они заметно отличаются от волнующих, выразительных и веселых пейзажей Средней Азии. Чиганов посвятил несколько серий акварели своей родине: "Вокруг Средней Азии", " Шакхимардан", "Баисун", "Вокруг Узбекистана". Многие работы художника передают красоту его родного города, дорог и зданий в разные времена года: весной - сезон непролазных дорог, яркий солнечный день и тихое летнее утро. Много работы посвящены величию древних городов Узбекистана - Бухары и Хивы ("Купол в Бухаре", "Золотая Бухара", "Хива утром"). В них воспроизведена городская архитектура, со свойственной Георгию Ивановичу легкостью.Сайт посвященный художнику : www.chiganov.be Место захоронения: Кл №3 Уртасарай,карта №7,могила №385.Памятник установлен при участие автора проекта.
|