Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

 

Гиенко Борис Фёдорович
(1917.8.VIII – 2000)

Композитор, педагог.Заслуженный деятель искусств Уз­ ССР (1968).Народный артист Республики Узбекистан.Член Союза композиторов СССР. Профессор. Борис Фёдорович Гиенко принадлежит к числу тех композиторов, чья творческая, педагогическая и  музыкально-общественная деятельность неразрывно связана с развитием узбекского профессионально-музыкального ис­кусства.Борис Фёдорович Гиенко родился 8 августа 1917 года в гор. Орджоникидзе на Северном Кавказе (в Осетии) в семье мастера кожевенного дела.Игре на фор­тепьяно стал обучаться с 6 лет.В 1935 году Б. Гиенко переезжает в г.Ташкент.Здесь при Центральном Доме художественного воспитания детей заканчивает шестимесячные курсы руководителей струнных самодеятельных оркестров. К этим годам относится и первая попытка сочинять музыку.В год открытия в 1936 году Ташкент­ской государственной консерватории Б. Гиенко становится одним из первых ее студентов.Творческие перспективы от­крылись перед ним на занятиях по композиции в классе замечательного педагога Б. Б. Надеждина.Будучи студентом он написал несколько песен, романсов на стихи различных поэтов, сделал обработку трех узбекских народных мелодий для домбрового оркестра.Учебу в консерватории он с 1938 года совмещает с педаго­гической работой в детской музыкальной школе при Дворце пионеров им. В. И. Ленина, где ведет музыкально-тео­ретические дисциплины. В 1941 году он заканчивает консерваторию, представив в качестве дипломной работы первую симфонию.В годы Великой Отечественной войны Б. Гиенко служит в культурно-просве­тительской агитбригаде при Политуправлении Туркестанского военного округа, а затем в ансамбле песни и пляски.Здесь композитор начал сочинять песни, романсы и оркестровые пьесы. Среди патриотических его песен в исполне­нии солистов ансамбля были популярны: «За родину, вперед!», «Балла­да о трех гвардейцах», «Мы будем на Рейне», «Донской казак»; шесть романсов на стихи М. Лермонтова; романсы «Она ушла», слова Т. Фаттаха и «Снилось мне», на слова Л. Ковалева; четыре песни на слова Бернса и С. Маршака; сонатина для фортепьяно и марш для оркестра узбекских народных инструментов.После демобилизации из рядов Советской Армии в 1945 году Б.Ги­енко активно включается в музыкальную жизнь Ташкента.Он педагог по композиции в музыкальном училище им. Хамзы. С 1948 года вел класс инструментоведения и чтения партитур на факультете узбекских народных инструментов Ташкентской государственной консерватории, а в 1960 году начал вести класс сочинения.В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента. В 1972 году он назначается заведующим кафед­рой композиции консерватории.В 1939 году Б.Гиенко вступает в члены Союза композиторов Узбе­кистана. На первом съезде избирается в члены правления Союза. На III съезде в 1960 году и последующих съездах (1965 и 1971 гг.) Борис Фёдо­рович избирается заместителем председателя правления Союза компози­торов Узбекистана.Творчество Б.Гиенко интересно, жанрово многообразно развива­ется, в процессе творчества композитор часто обращается к музыкальным истокам русского, узбекского, украинского и других на­родов.За прошедшие годы Б. Гиенко создал большое количество произ­ведений в различных жанрах и формах.Композитор внес весомый вклад в развитие узбекской камерной музыки. Пять струнных квартетов и фортепьянный квинтет «Триптих», основанные на истоках узбекской музыки и оригинальном собственном материале, получили широкое признание. Оригинально написаны его романсы «Газель», на слова В. Липко; «Звезда», слова Зульфии; «Мулойим» («Неженка»), слова Т. Тулы; «Осенним вечером», слова Т. Фаттаха; три романса на стихи X. Алимджана и два романса на сти­хи А. Навои- «Мука-тяжкая разлука» и «О, мечта моя» и др.Среди многочисленных симфонических произведений широкую из­вестность получили: симфонический танец «Сюзане», «Хорезмская сюи­та», вторая программная симфония «Узбекистан».(1951 г.), сюита «Ли­рические картинки Узбекистана» (1954 г.), поэма «Голодная степь» (1954 г.), симфоническая увертюра (1955 г.), симфония № 3 (1960 г.), симфония-баллада «Памяти 14-ти Туркестанских комиссаров» (1967 г.), симфония № 5 для струнно­го оркестра и ударных инструментов (1973 г.), драматические эскизы «Сюита в 5-ти частях» (1973 г.), сюита для голоса и симфонического оркестра (без слов), «Новеллетты». Из вокальных симфонических сочи­нений: вокально-симфоническая поэма «Улыбка Ленина» или «Сквозь годы тревог» (1969 г.), слова Б. Сингаевского; концерт для голоса оркестром, посвященный памяти Р. М. Глиэра.Значительное место занимает в творчестве композитора сценический жанр. Он в соавторстве с композитором Г. Сабитовым написал музыку к следующим музыкальным драмам: «Добро пожаловать» (1952 г.) по пьесе азербайджанского драматурга С. Рахмана и «Тахир и Зухра» (1953 г.) по пьесе С. Абдуллы. В содружестве с композитором Д. Закировым создает музыкальную драму «Сунмас Чироглар» - «Неугасаемые огни» (1953 г.) по пьесе А. Бабаджанова и М. Мухамедова и балет «Ойниса» (1956 г.) по либретто Т. Литвиновой. В 1966 году в соавторст­ве с композитором-мелодистом Ф. Садыковым пишет музыкальную дра­му «Ота угли» («Сын своего отца») по пьесе X. Шарипова. Совместно с композитором Д. Сааткуловым создает музыкальную драму «Махтумкули» (1966 г.) по пьесе Б. Кербабаева, посвященной жизни и творчест­ву великого туркменского поэта-классика XVIII века.С большим успехом шли спектакли с музыкой Б. Гиенко в театре юного зрителя им. Ю. Ахунбабаева «Зайка-зазнайка», пьеса С. Михал­кова, «Два клена» Е. Шварца, «В стороне», «Павлик Морозов» Любимовой, «Таинственный сундук» Талипова и Ахмедова и «Василиса Пре­красная» Преображенского в кукольном театре.В творчестве Б. Гиенко большое место занимают произведения для оркестра узбекских народных инструментов.С мо­мента организации (1938 г.) филармонического оркестра узбекских народных инструментов он тесно был связан с этим коллективом внача­ле как инструментатор, а потом стал делать обработки и создавать но­вые разнообразные произведения.Бережное отношение композитора к народным пес­ням, мелодиям в процессе гармонизации их и проникновение в сущность и характер народного творчества в каждом отдельно взятом случае является художественным принципом Б.Гиенко. Не случайно многие созданные им сочинения, основанные на фольклоре, постоянно удержи­ваются в репертуаре исполнительских коллективов и в педагогической литературе.Композитор Б.Гиенко много сил и энергии отдал педагогической деятельности.Педагогическую и творческую работу он совмещал с большой общественной деятельностью.За заслуги в области развития узбекского профессионального музыкального искусства Б.Ф.Гиенко награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За победу над Германией в Великой Отечествен­ной войне», юбилейной «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами.Место захоронения:Кл№1(Боткинское).Карта №22.

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.