Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Кайдалов Владимир Елпидифорович

(1907.27. XII  - 1985.21.IV)

Художник, плакатист, график.Член Союза художников СССР. Народный художник УзССР(1957).Владимир Елпидифорович Кайдалов родился в Барнауле.В1921-1923 занимался в студии А, Никулина в Барнауле у Е. Коровай.Учился в ленинградской студии АХРР с 1927 по 1930 год у Е. М. Чепцова,М. Авилова, И. Дроздова. В 1930-1931 член организации молодежи Ассоциации художников революции.С 1930 начал работать как художник график и плакатист (в основном станковая и книжная графика) на военные и политические темы. В 1932 году он переезжает в Ташкент и с той поры все свои творческие силы отдает искусству Узбекистана. Работает как график и живописец, как плакатист и иллюстратор книг.Величественная природа Средней Азии, сияющие вершины горных хребтов, залитые солнцем пастбища, цветущие сады захватили его воображение. Он не устает писать трудовой люд — строителей, колхозников, чьими усилиями тщательно возделаны поля Узбекистана («Будет урожай!»).Кайдалов умеет передать и национальный колорит, и характеры людей. В листах графической серии «Социалистический Ташкент» (1939—1940) художник подмечает черты нового и старого быта, уживающиеся вместе. Он рисует, например, ослика, нагруженного тюками сена, важно выступающего по улицам Ташкента рядом с автомобилем.В годы Великой Отечественной войны Кайдалов сам был участником боев за освобождение Маньчжурии от японских войск. Поэтому с убедительностью очевидца он изображает советских воинов, конницу, танки, партизан, простого солдата в пилотке, ведущего вдоль улицы понурых пленных. Любопытство, смешанное со страхом, торжество, презрение к врагу ясно написаны на лицах маньчжурцев, стариков и детей, выбежавших на улицу посмотреть на побежденных врагов («Ведут»).На основе личных наблюдений, зарисовок, исполненных во время войны, художником была создана картина «На Сахалинском направлении». В ней изображен не просто один из эпизодов войны. Эта картина — целая повесть о жизни современников, о подвигах Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, о доверии и любви маньчжурцев, восторженно встречавших советских солдат и офицеров.Рисунок, акварель, литография занимают значительное место в творчестве Кайдалова. К празднованию 500-летия со дня рождения великого узбекского поэта Алишера Навои Кайдалов создает серию иллюстраций к его произведениям и ряд портретов самого писателя (в технике литографии, акварели, гравюры на дереве). Ему удается создать проникновенный, глубокий образ поэта — философа и мыслителя, прекрасного и сильного человека.1960-е - 1980-е рисует для журнала «Звезда Востока».В 1960-е годы он возвращается к образу Алишера Навои и, кроме того, создает целую серию портретов классиков узбекской литературы в технике ксилографии (Хамзы, Г. Гуляма, Фазыл Юлдаша, X. Алимджана). Эта серия отличается свойственной графическому стилю Кайдалова четкостью объемов, сочностью штриха, серьезностью и глубиной в разработке образа.Графические листы Кайдалова из «Дальневосточной серии», иллюстрации к народному эпосу «Алпамыш» и станковые произведения военного и послевоенного периода занимают значительное место среди произведений художников Узбекистана.Работы Кайдалова получили заслуженное признание, он удостоен звания народного художника Узбекской ССР. Награжден 2 орденами «Знак Почета», медалями.Место захоронения: Кл № 1(Боткинское).Коммунистический участок.Карта №2.

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.