Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Кашина Надежда Васильевна

(1896.19.VIII - 1977.11.VIII)

Художник - живописец, график. Заслуженный деятель искусств УзССР( 1950).Народный художник УзССР (1964).Член Союза художников СССР. Одна из зачинательниц художественного искусства в Узбекистане.Кашина родилась в 1896 г. в Перми.С живописью она позна­комилась уже в раннем детстве, так как и отец и дед Кашиной были иконописцами. Начальное художественное образование получилав Пермском художественном училище.Стремление получить высшее художественное образо­вание и стать профессиональным живописцем привело Кашину в Москву где в 1927 г. она окончила Высший художественно-тех­нический институт (ВХУТЕИН).Творческие интересы Кашиной в институте были направлены в основном на решение формальной проблемы цвета.Чувст­вом цвета Кашина заметно выделялась уже в институте. Однако сложные живописные задачи она стремилась решать не отвлеченно, от тем жизни.Она изображала залитые солнцем пляжи, водные станции, спортивные площадки, ипподромы. Плоскостные, на­рочито яркие по колориту, эти этюды были началом достижения Кашиной богатства красок, световых и цветовых отношений при­роды.В 1928, а затем в 1929 гг. Кашина совершает поездки в Узбе­кистан. Как вспоминает художница, ее влекли сюда колорит, ти­паж, необъятная масса нетронутых тем.С 1930 г. она постоянно живет и работает в Узбекистане и посвящает ему все свое творчество. Человек активный, Кашина стремится в самую гущу жизни, выезжает на стройки, в колхозы с намерением отобразить социа­листическое строительство.В 1934 г.. Кашина обратилась к разработке образа жен­щины Советского Узбекистана, С этого времени женская тема становится доминирующей в ее творчестве. В 1936 г. она на­писала большое полотно  “ Женщина в колхозе - большая сила” в следующем, 1937 г., картины „Лица открылись”, “ Счастливая де­вушка”.Художница рассказывала о своей работе над картиной „ Жен­щина в колхозе - большая сила”.Чтобы правдиво изобразить, надо глубоко знать предмет, приступая к выполнению картины, я перенесла свою мастерскую в колхоз, где работала год, изучая жизнь колхоза и работай над натурой. Несмотря на схе­матичность, недостаточную проработку отдельных фигур, яркость и живописное мастерство Кашиной постепенно совершенствуется, оттачивается. Открытый, яркий цвет прежних работ сменяется тон­кими и убедительными живописи им и отношениями.Кашина - одна из лучших мастеров натюрморта в Узбекистане.Ее натюрморты, напоенные солнцем, воздухом, насыщенные горя­чими красками, передают красоту и изобилие нашего солнечного края, его прекрасные фрукты и овощи. Таковы натюрморты “ Под­солнух (1939), „Утро”, „ “ Баклажаны “(1942), „Зонтик” (1943), „ Гру­ши “ (1946), „ Петуньи “, „Черешня “(1948) и др. Они красивы свои­ми контрастами цвета, мягкими очертаниями предметов, передачей световоздушной среды. По материалам наследия художественной культуры в музеях Ташкента и Самарканда Кашина создала несколько тематических натюрмортов - „ Бухара” „Ташкент”, „Самарканд”, передающих характерные особенности быта, народного искусства различных, областей Узбекистана. Художница разнообразила их не только под­бором предметов, но и техникой написания. Привлекательны и поэтичны натюрморты Кашиной, изображающие цветы - „ Сирень” (1952), „Весенние цветы”, „ Пионы” (1954), „ Регалии “(1956). В последние годы Кашина стремится к большей законченности и простоте натюрмортов, к передаче материальности предметов. Таковы „ Натюрморт с золотой чашкой” (1956), „ Натюр­морт с апельсинами” (1957) и др. Однако в стремлении к закончен­ности художнице не всегда удается сохранить свежесть и трепет­ность более ранних натюрмортов. Крупными произведениями Кашиной, в которых она с большим мастерством передала новое в колхозной женщине - ее культурный рост и производственную активность, являются „Успех звена “ (1948), „Обеденный перерыв “(1949), а также „Урожай в колхозе имени Ленина” (1953) (последняя картина написана при участии художника 3, Иногамова).Н. В. Кашина умеет черпать поэзию в нашей повседневности, увидеть в скромном и незаметном труде простых людей подлинно героическое, прекрасное. В простых, но привлекательных мотивах из колхозной жизни художница воспела образы новой жизнерадостной Кашиной, в которой художница проявила себя большим мастером, тонким живописцем, является работа „ Девушка с бубном”(1945). Задушевен и лиричен образ простой узбекской девушки а другой ее работе „Месива” (1956). Проникнове­нен образ школьницы, взволнованно читающей „Стихи о Роди­не” (1955).Среди последних произведений следует отметить „Урожай “(1957). Тема изобилия, плодородия раскрывается художницей в образе молодой узбекской девушки, несущей на голове и в руках осенние плоды.Яркий национальный костюм, сверкающее голубое небо, красота девушки придают этой работе особую привлекатель­ность. Долгие годы наблюдений, изучения природы привели Кашину к созданию в 1956 - 1957 гг. пейзажей-картин „ Италия в Хумсане „ Вечер “, „ Полдень “, „Утро” и др. В них чувствуешь то зной жарко­го дня, то прохладу в тени деревьев, то красоту различного состоя­ния дня в горах.Н. В. Кашина не только живописец. Значительное место в ее творчестве занимает работа над плакатом. Первые плакаты Кашиной появились в суровые дни Великой Отечественной войны, когда наряду с другими художниками она принимала активное участие в изобразительной агитации. Она выполняет плакаты для УзТАГа - „Страна на фронт бойца зовет - иди, подруга, на завод", „Отомстим убийцам” 1941), „И ласку и любовь Ванюша встретил вновь”, „Мы победим! Да здравствует 1 Мая!” (1942) и др. Агитационно-полити­ческие плакаты Кашиной утверждают любовь к родине и ненависть, к врагу. „Окна УзТАГа”, выполненные Кашиной, четки по графиче­скому контуру и броски по цвету. И в послевоенные годы Кашина продолжает работать над плака­тами. Узбекским государственным издательством выпущены ее плакаты; „Лейся, песня, над родиной нашей “ (1954), „Учись, дочь моя, бери пример с сестры “ (1955), „Задания партии выполним “. Плакаты Кашиной выразительны по компо­зиции, красочны по своему цветовому строю. Творческий путь И. В. Кашиной - путь подлинного художника- труженика, страстно любящего искусство, отдающего ему всю свою жизнь. Кашина полюбила, глубоко почув­ствовала и передала в своих произведениях неповторимое своеоб­разие, красоту, богатство красок природы, быта национальной республики. Произведения Кашиной, показываемые ежегодно на республи­канских художественных выставках, хорошо знает и любит наш зритель. Многие картины Кашиной экспонировались и на всесоюзных выставках в Москве. Произведения художницы находятся в ГТГ, ГРМ, Каракалпакском ГМИ им. И.В. Савицкого, в музеях Астрахани, Перми, Ташкента. Заслуги Н. В. Кашиной в области изобразительного искусства отмечены награждением ее почетными грамотами и медалью „За доблестный труд “.Место захоронения:Кл№1 (Боткинское).Карта №9.

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.