Кашина Надежда Васильевна
(1896.19.VIII - 1977.11.VIII)
Художник - живописец, график. Заслуженный деятель искусств УзССР( 1950).Народный художник УзССР (1964).Член Союза художников СССР. Одна из зачинательниц художественного искусства в Узбекистане.Кашина родилась в 1896 г. в Перми.С живописью она познакомилась уже в раннем детстве, так как и отец и дед Кашиной были иконописцами. Начальное художественное образование получилав Пермском художественном училище.Стремление получить высшее художественное образование и стать профессиональным живописцем привело Кашину в Москву где в 1927 г. она окончила Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).Творческие интересы Кашиной в институте были направлены в основном на решение формальной проблемы цвета.Чувством цвета Кашина заметно выделялась уже в институте. Однако сложные живописные задачи она стремилась решать не отвлеченно, от тем жизни.Она изображала залитые солнцем пляжи, водные станции, спортивные площадки, ипподромы. Плоскостные, нарочито яркие по колориту, эти этюды были началом достижения Кашиной богатства красок, световых и цветовых отношений природы.В 1928, а затем в 1929 гг. Кашина совершает поездки в Узбекистан. Как вспоминает художница, ее влекли сюда колорит, типаж, необъятная масса нетронутых тем.С 1930 г. она постоянно живет и работает в Узбекистане и посвящает ему все свое творчество. Человек активный, Кашина стремится в самую гущу жизни, выезжает на стройки, в колхозы с намерением отобразить социалистическое строительство.В 1934 г.. Кашина обратилась к разработке образа женщины Советского Узбекистана, С этого времени женская тема становится доминирующей в ее творчестве. В 1936 г. она написала большое полотно “ Женщина в колхозе - большая сила” в следующем, 1937 г., картины „Лица открылись”, “ Счастливая девушка”.Художница рассказывала о своей работе над картиной „ Женщина в колхозе - большая сила”.Чтобы правдиво изобразить, надо глубоко знать предмет, приступая к выполнению картины, я перенесла свою мастерскую в колхоз, где работала год, изучая жизнь колхоза и работай над натурой. Несмотря на схематичность, недостаточную проработку отдельных фигур, яркость и живописное мастерство Кашиной постепенно совершенствуется, оттачивается. Открытый, яркий цвет прежних работ сменяется тонкими и убедительными живописи им и отношениями.Кашина - одна из лучших мастеров натюрморта в Узбекистане.Ее натюрморты, напоенные солнцем, воздухом, насыщенные горячими красками, передают красоту и изобилие нашего солнечного края, его прекрасные фрукты и овощи. Таковы натюрморты “ Подсолнух (1939), „Утро”, „ “ Баклажаны “(1942), „Зонтик” (1943), „ Груши “ (1946), „ Петуньи “, „Черешня “(1948) и др. Они красивы своими контрастами цвета, мягкими очертаниями предметов, передачей световоздушной среды. По материалам наследия художественной культуры в музеях Ташкента и Самарканда Кашина создала несколько тематических натюрмортов - „ Бухара” „Ташкент”, „Самарканд”, передающих характерные особенности быта, народного искусства различных, областей Узбекистана. Художница разнообразила их не только подбором предметов, но и техникой написания. Привлекательны и поэтичны натюрморты Кашиной, изображающие цветы - „ Сирень” (1952), „Весенние цветы”, „ Пионы” (1954), „ Регалии “(1956). В последние годы Кашина стремится к большей законченности и простоте натюрмортов, к передаче материальности предметов. Таковы „ Натюрморт с золотой чашкой” (1956), „ Натюрморт с апельсинами” (1957) и др. Однако в стремлении к законченности художнице не всегда удается сохранить свежесть и трепетность более ранних натюрмортов. Крупными произведениями Кашиной, в которых она с большим мастерством передала новое в колхозной женщине - ее культурный рост и производственную активность, являются „Успех звена “ (1948), „Обеденный перерыв “(1949), а также „Урожай в колхозе имени Ленина” (1953) (последняя картина написана при участии художника 3, Иногамова).Н. В. Кашина умеет черпать поэзию в нашей повседневности, увидеть в скромном и незаметном труде простых людей подлинно героическое, прекрасное. В простых, но привлекательных мотивах из колхозной жизни художница воспела образы новой жизнерадостной Кашиной, в которой художница проявила себя большим мастером, тонким живописцем, является работа „ Девушка с бубном”(1945). Задушевен и лиричен образ простой узбекской девушки а другой ее работе „Месива” (1956). Проникновенен образ школьницы, взволнованно читающей „Стихи о Родине” (1955).Среди последних произведений следует отметить „Урожай “(1957). Тема изобилия, плодородия раскрывается художницей в образе молодой узбекской девушки, несущей на голове и в руках осенние плоды.Яркий национальный костюм, сверкающее голубое небо, красота девушки придают этой работе особую привлекательность. Долгие годы наблюдений, изучения природы привели Кашину к созданию в 1956 - 1957 гг. пейзажей-картин „ Италия в Хумсане „ Вечер “, „ Полдень “, „Утро” и др. В них чувствуешь то зной жаркого дня, то прохладу в тени деревьев, то красоту различного состояния дня в горах.Н. В. Кашина не только живописец. Значительное место в ее творчестве занимает работа над плакатом. Первые плакаты Кашиной появились в суровые дни Великой Отечественной войны, когда наряду с другими художниками она принимала активное участие в изобразительной агитации. Она выполняет плакаты для УзТАГа - „Страна на фронт бойца зовет - иди, подруга, на завод", „Отомстим убийцам” 1941), „И ласку и любовь Ванюша встретил вновь”, „Мы победим! Да здравствует 1 Мая!” (1942) и др. Агитационно-политические плакаты Кашиной утверждают любовь к родине и ненависть, к врагу. „Окна УзТАГа”, выполненные Кашиной, четки по графическому контуру и броски по цвету. И в послевоенные годы Кашина продолжает работать над плакатами. Узбекским государственным издательством выпущены ее плакаты; „Лейся, песня, над родиной нашей “ (1954), „Учись, дочь моя, бери пример с сестры “ (1955), „Задания партии выполним “. Плакаты Кашиной выразительны по композиции, красочны по своему цветовому строю. Творческий путь И. В. Кашиной - путь подлинного художника- труженика, страстно любящего искусство, отдающего ему всю свою жизнь. Кашина полюбила, глубоко почувствовала и передала в своих произведениях неповторимое своеобразие, красоту, богатство красок природы, быта национальной республики. Произведения Кашиной, показываемые ежегодно на республиканских художественных выставках, хорошо знает и любит наш зритель. Многие картины Кашиной экспонировались и на всесоюзных выставках в Москве. Произведения художницы находятся в ГТГ, ГРМ, Каракалпакском ГМИ им. И.В. Савицкого, в музеях Астрахани, Перми, Ташкента. Заслуги Н. В. Кашиной в области изобразительного искусства отмечены награждением ее почетными грамотами и медалью „За доблестный труд “.Место захоронения:Кл№1 (Боткинское).Карта №9.
|
|