Мальт Семен Адольфович
(1900 - 1968)
Художник.График, мастер книжной гравюры, эстампа. С. Мальт - художник, положивший начало книжной и станковой графики Узбекистана С. Мальта по праву считают одним из зачинателей искусства эстампа в Узбекистане. Принадлежал к замечательной плеяде русских художников, работавших в Узбекистане.Окончив в 1928 г. полиграфический факультет ВХУТЕИНа, в первые годы творчества Мальт находился под влиянием В.А.Фаворского, личное обаяние которого и дерзкое экспериментаторство в искусстве привлекали молодежь.Жажда непосредственного участия в созидательной деятельности народа, еще не установившийся художественный вкус, да и шумная неразбериха в искусстве тех лет бросают С. Мальта от работы над книжной иллюстрацией к стенным росписям в клубах, к участию в „зрительных концертах ” Баранова- Россинэ и снова к оформительской работе.В 1927 г. Мальт приезжает в Узбекистан. Он становится главным художником газеты „ Правда Востока ”, делает рисунки и карикатуры для журналов „ Семь дней ” и „ Муштум ”. В ту пору группируется коллектив молодых художников-графиков, сознательно подчиняющих свое творчество задачам художественной агитации. Они выезжают в ставший на путь коллективизации кишлак, помогая в борьбе с кулаками; устраивают рейды на индустриальные предприятия, создавая стенные газеты, портретные галереи ударников, бичуя недостатки в „Окнах сатиры ”; публикуют в республиканских газетах изоочерки, овеянные пафосом созидания.Ташсельмаш, шахты Сулюкты, Аму-Дарья, станции и полустанки Среднеазиатской железной дороги, Текстильстрой - вот только часть объектов, где побывали художники, где они живым словом и метким рисунком способствовали успехам в труде. Выставки самодеятельности, изокружки на предприятиях, оформление города к революционным праздникам, выставки на предприятиях, корреспонденции в газеты и журналы дополняют и без того широкий круг деятельности С. Мальта.Свои первые художественные представления об Узбекистане Мальт воплощает в серии интересных эстампов, из которых хорошо известна гравюра „Полдень” (1928). Этот эстамп, один из первых, сделанных в Узбекистане, отличается тонким вкусом и пониманием специфики художественного языка гравюры, несмотря на условную трактовку композиции и повествовательность.В 1932 г. С. Мальт едет на Иссык-Куль. „Мне хотелось, - рассказывает художник,— создать серию пейзажей о красоте природы и вместе с тем сломать, бытовавшее тогда с легкой руки пролет - культовцев, мнение о чужеродности пейзажа советскому зрителю ” Иссык-кульские пейзажи были одобрены художественной общественностью. Пожалуй, впервые в Узбекистане было так хорошо и верно использовано специфическое средство графики - серийность.Значительное место в творчестве С. Мальта занимает его работа с бригадой графиков Ташкента на Чирчикстрое (1940). Более года провели художники на строительстве. Художники делали сатирические зарисовки для „Чирчикстроевского крокодила”, худо- жественные очерки для газет и журналов, портретные галереи, пейзажи и жанровые сценки. Своеобразным отчетом Мальта об этой поездке была серия станковых листов „Чирчикстрой", показанных на республиканской выставке 1940 г.Великую Отечественную войну художник прошел солдатом, но не забывал о другом своем оружии. Он резал гравюры на линолеуме, которые использовались как клише в дивизионной газете, создавал плакаты для красноармейских агитокон, оформлял агитмашины и улицы освобожденных от врага городов.Вернувшись в Ташкент, он создает графические листы „9 мая в Праге”, „ По дорогам войны ”, „ Ночная тревога ” (1947), работает над политическим плакатом, книжной иллюстрацией, оформлением книги. Широко известны его плакаты „Сколько ты собрал сегодня хлопка? ”, „Победили в боях - победим в труде” (1946), „ Дадим Родине 1 миллион 600 тысяч тонн хлопка” (1948) и др.Из творческих командировок по колхозам и народным стройкам он привозит пейзажи и портретные зарисовки. Таковы серия пейзажей Ак-Кавака и Кайрак-Кумской ГЭС, портреты шахтеров Ангрена, которые экспонировались на выставках художников Узбекистана.Большую работу ведет художник в жанре книжного оформления. Он стремится в книге органично сочетать орнаментальное оформление с сюжетной заставкой, концовкой, буквицей, стремится использовать традиционные приемы народного искусства. В этом плане интересны его работы по оформлению „Иранских народных сказок" и „Рубайи" Омара Хайама (1958).Творческий почерк Мальта - это лаконизм средств выражения, контрасты линии и пятна, белого и черного, сохранение линейности приемов даже в акварели.С. А. Мальт принадлежит к тем художникам, большая часть произведений которых не хранится в музейных коллекциях, а живет в гуще народных масс, выполняя свое скромное, но важное дело.С. Мальту многие графики Узбекистана обязаны не только своим творческим становлением, но и человеческой товарищеской поддержкой в трудные минуты. Творческая биография художника неразрывно связана с графическим искусством Узбекистана, с его становлением и развитием, с участием искусства в повседневных событиях жизни Узбекской республики.Место захоронения:Кл№2(Домбрабад).Карта №28.Номер могилы №196.
|
|