Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Мусаев Мели

(1914.I.I - 1969.17.XII)

Театральный художник. Народный художник УзССР (1950).Окончил Самаркандский художественный техникум (1928-30).Мели Мусаеву было всего шестнадцать лет, когда он в 1931 году впервые переступил порог Узбекского театра оперы и балета и начал свой трудовой путь сначала учеником, а потом помощником художника. Учителями Мусаева были художники С.Афанасьев и М.Гвоз­диков. В 1937 г., к первой декаде узбекской литературы и искусства в Москве, М. Мусаев совместно с ведущим художником театра оперы С. Афанасьевым подготовил оформление спектакля „ Фархад и Ширин “. Последующие годы были заполнены напряженной уче­бой и творческой работой. В 40-гг. Мусаев уже самостоятельно оформил оперы: „ Наргиз “ М. Магомаева, „ Тахир и Зухра “ Т. Джалилова и Б. Бровцына „ Лейли и Меджнун “ Р. Глиэра и Т. Садыкова, балет „ Ак-Биляк” Василенко и др.Крупным достижением художника было оформление оперы „Гюльсара" Р. Глиэра и Т. Садыкова, удостоенной Сталинской пре­мии. „ Декорации к опере „ Гюльсара” написаны без претензии назойливую „ восточную “ красивость, - писала „ Правда Востока”.- Они гармонично дополняют слово и музыку, помогают раскрытию содержания спектакля.Творческому совершенствованию Мусаева способствовало зна­комство со сценой Большого театра во время подготовки ко вто­рой декаде узбекского искусства и литературы (1951), работа ху­дожника в мастерской Э. Мандельберга по изучению и применению светящихся красок и консультации художника В.Рыфтина по офор­млению „ Лейли и Меджнун “. Рыфтин помог Мусаеву усовершенствовать технику примене­ния аппликаций, тюлей и освоить тонкую, ажурную работу в де­корациях.Наиболее значительные работы Мусаева последних лет: офор­мление спектаклей „Семь красавиц “ Кара-Караева, „ Аленький цве­точек” по сказке Аксакова и „У подножья Саян” Ряузова. Атмо­сферу сказочности в спектакле „ Аленький цветочек “ создают искусно выполненные декорации деревушки. Хорошо; выполнена кар­тина заколдованного леса с огромными, причудливо переплета­ющимися ветвями деревьев. Изобретательность художника помогла в оформлении терема купца. Заднюю стенку этого терема худож­ник сделал открытой. Через большой оконный проем виднеется .дорога и лес. Кроме того, благодаря этому проему стало возмож­ным показать интересное зрелище — полет ковра-самолета. В офор­млении балета „Семь красавиц “ Мусаев обнаружил тонкое пони­мание азербайджанского фольклора, знание эпохи Низами.В период подготовки к постановке спектакля „У подножья Саян “ М. Мусаев совместно с другими творческими работниками театра специально выезжал в Бурят-Монголию для сбора необхо­димого этюдного материала. Эта поездка сыграла положительную роль, сообщив декоративному оформлению спектакля достоверность и жизненную конкретность. В работе над декорациями упомянутых спектаклей как бы синтезируются главные качества М. Мусаева как оперного худож­ника: музыкальность, чувство ансамбля, образный живописный язык. У Мусаева есть еще одно достоинство: он хорошо знает художе­ственное наследие узбекского народа и умело его применяет. В начале 1958 г. ташкентский зритель увидел оперу М. Ашрафи „ Дилором”, оформленную Мусаевым, и по заслугам оценил его работу. Декорации Мусаева, органично сливаясь с музыкой и игрой актеров, помогают зрителю понять гуманистическую сущность поэ­мы Алишера Навои „Семь планет “, мотивы которой положены в основу оперы. Содержание поэмы и сценическое ее решение по­требовали от художника монументальности в декоративном офор­млении. Художник в основном правильно понял стоящую перед ним задачу и сделал хорошие декорации оперы. Особенно удачна третья картина второго действия, где мастер­ски изображена панорама города и базарная площадь перед двор­цом. Строгое и лаконичное решение этой картины, как в архитек­турных силуэтах, так и по цвету гармонирует с колоритным обли­ком толпы в массовых сценах. „ Подземная темница “ в пятой картине третьего действия и „ Дикая пустыня “в седьмой картине пятого действия выполнены с той чисто театральной живописностью, ко­торая усиливает сценическое действие. В декоративном же решении других картин оперы („ Парчовая палатка” в четвертой картине третьего действия и „Тронный зал дворца шаха Бахрама “ в шестой картине четвертого действия) художнику не удалось избежать эффектных экзотических изли­шеств, а стремление к этнографической точности заглушало образ­ное начало названных картин спектакля. Несмотря на отмеченные недостатки „ Дилором”  в оформлении М.Мусаева – значительная веха в творчестве художника. Лауреат государственной премии СССР(1951) за оформление  спектакля «Гюльсара» Т. С. Садыкова и Р. М. Глиэра, поставленный на сцене ГАБТ имени А. Навои, государственной премии им.Хамзы УзССР(1969). Награжден орденами «Ленина», 2 орденами «Трудового красного Знаменны». Место захоронения: Мемориальное кладбище «Чигатай».

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.