Мусаев Мели
(1914.I.I - 1969.17.XII)
Театральный художник. Народный художник УзССР (1950).Окончил Самаркандский художественный техникум (1928-30).Мели Мусаеву было всего шестнадцать лет, когда он в 1931 году впервые переступил порог Узбекского театра оперы и балета и начал свой трудовой путь сначала учеником, а потом помощником художника. Учителями Мусаева были художники С.Афанасьев и М.Гвоздиков. В 1937 г., к первой декаде узбекской литературы и искусства в Москве, М. Мусаев совместно с ведущим художником театра оперы С. Афанасьевым подготовил оформление спектакля „ Фархад и Ширин “. Последующие годы были заполнены напряженной учебой и творческой работой. В 40-гг. Мусаев уже самостоятельно оформил оперы: „ Наргиз “ М. Магомаева, „ Тахир и Зухра “ Т. Джалилова и Б. Бровцына „ Лейли и Меджнун “ Р. Глиэра и Т. Садыкова, балет „ Ак-Биляк” Василенко и др.Крупным достижением художника было оформление оперы „Гюльсара" Р. Глиэра и Т. Садыкова, удостоенной Сталинской премии. „ Декорации к опере „ Гюльсара” написаны без претензии назойливую „ восточную “ красивость, - писала „ Правда Востока”.- Они гармонично дополняют слово и музыку, помогают раскрытию содержания спектакля.Творческому совершенствованию Мусаева способствовало знакомство со сценой Большого театра во время подготовки ко второй декаде узбекского искусства и литературы (1951), работа художника в мастерской Э. Мандельберга по изучению и применению светящихся красок и консультации художника В.Рыфтина по оформлению „ Лейли и Меджнун “. Рыфтин помог Мусаеву усовершенствовать технику применения аппликаций, тюлей и освоить тонкую, ажурную работу в декорациях.Наиболее значительные работы Мусаева последних лет: оформление спектаклей „Семь красавиц “ Кара-Караева, „ Аленький цветочек” по сказке Аксакова и „У подножья Саян” Ряузова. Атмосферу сказочности в спектакле „ Аленький цветочек “ создают искусно выполненные декорации деревушки. Хорошо; выполнена картина заколдованного леса с огромными, причудливо переплетающимися ветвями деревьев. Изобретательность художника помогла в оформлении терема купца. Заднюю стенку этого терема художник сделал открытой. Через большой оконный проем виднеется .дорога и лес. Кроме того, благодаря этому проему стало возможным показать интересное зрелище — полет ковра-самолета. В оформлении балета „Семь красавиц “ Мусаев обнаружил тонкое понимание азербайджанского фольклора, знание эпохи Низами.В период подготовки к постановке спектакля „У подножья Саян “ М. Мусаев совместно с другими творческими работниками театра специально выезжал в Бурят-Монголию для сбора необходимого этюдного материала. Эта поездка сыграла положительную роль, сообщив декоративному оформлению спектакля достоверность и жизненную конкретность. В работе над декорациями упомянутых спектаклей как бы синтезируются главные качества М. Мусаева как оперного художника: музыкальность, чувство ансамбля, образный живописный язык. У Мусаева есть еще одно достоинство: он хорошо знает художественное наследие узбекского народа и умело его применяет. В начале 1958 г. ташкентский зритель увидел оперу М. Ашрафи „ Дилором”, оформленную Мусаевым, и по заслугам оценил его работу. Декорации Мусаева, органично сливаясь с музыкой и игрой актеров, помогают зрителю понять гуманистическую сущность поэмы Алишера Навои „Семь планет “, мотивы которой положены в основу оперы. Содержание поэмы и сценическое ее решение потребовали от художника монументальности в декоративном оформлении. Художник в основном правильно понял стоящую перед ним задачу и сделал хорошие декорации оперы. Особенно удачна третья картина второго действия, где мастерски изображена панорама города и базарная площадь перед дворцом. Строгое и лаконичное решение этой картины, как в архитектурных силуэтах, так и по цвету гармонирует с колоритным обликом толпы в массовых сценах. „ Подземная темница “ в пятой картине третьего действия и „ Дикая пустыня “в седьмой картине пятого действия выполнены с той чисто театральной живописностью, которая усиливает сценическое действие. В декоративном же решении других картин оперы („ Парчовая палатка” в четвертой картине третьего действия и „Тронный зал дворца шаха Бахрама “ в шестой картине четвертого действия) художнику не удалось избежать эффектных экзотических излишеств, а стремление к этнографической точности заглушало образное начало названных картин спектакля. Несмотря на отмеченные недостатки „ Дилором” в оформлении М.Мусаева – значительная веха в творчестве художника. Лауреат государственной премии СССР(1951) за оформление спектакля «Гюльсара» Т. С. Садыкова и Р. М. Глиэра, поставленный на сцене ГАБТ имени А. Навои, государственной премии им.Хамзы УзССР(1969). Награжден орденами «Ленина», 2 орденами «Трудового красного Знаменны». Место захоронения: Мемориальное кладбище «Чигатай».
|
|