Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

 Новиков Максим Евстафьевич

(1886.21.VIII – 1982.17.XII)

Художник живописец, график. Старейший художник Узбекистана. Он принадлежит к тому поколению художников которое, сформировавшись до революции, вы­шло на путь самостоятельной творческой деятельности после Октября. Новиков родился в 1882 г на Украине в семье крестьянина. Еще мальчиком, в сельской школе, он пристрастился к рисованию. В Ки­еве, куда семья Новиковых переехала в 1899 г Максима опреде­лили в столярную мастерскую. Мысль стать художником не поки­дала подростка и здесь. Трудолюбие и настойчивость привели его, наконец, в Киевское художественное училище. Успешно окончив в 1910 г. курс обучения в Киеве, он в том же году поступает в Пе­тербургскую Академию художеств. Академию Новиков оканчивает в 1916 г, по классу пейзажа. Его руководителем был известный в то время профессор пейзажной жи­вописи Н. Н. Дубовской, который прививал студентам любовь к родной природе, открывал им глаза на ее неисчерпаемые поэтические кра­соты, воспитывал из них чутких художников. Воспитанный в трудовой крестьянской семье, духовно сложив­шийся под воздействием демократических традиций русской реалисти­ческой литературы и искусства, Новиков всегда смотрел на жизнь и на искусство глазами трудовых людей. Желание при всех обстоя­тельствах говорить на языке понятном миллионам - одна из замечательных черт творчества Новикова. Демократическая направленность искусства Новикова сама по себе заслуживает глубокого уважения. В лучших своих работах Новиков остался верен художественным идеалам к заветам своих, учителей- передвижников. С 1921 г. Новиков живет в Ташкенте.Он ведет педагогическую работу, совмещая ее с творчеством. О Новикове-педагоге с большой теплотой и признательностью гово­рили бывшие его ученики во время чествования художника в день, его семидесятилетия. Новиков на всю жизнь оставил в их памяти, след как чуткий, мягкий и отзывчивый человек, как внимательный и заботливый учитель. Первые узбекистанские этюды Новикова посвящены городскому пейзажу и горным ландшафтам Бостандыкского района. Человеку, писавшему до этого исключительно российские пейзажи, было нелегко настроить на новый лад свою палитру. Не потому что ли на ранних этюдах Новикова обнаруживается скованность средств «выражения» бедность колорита, робость в технике? Но в лучших этюдах, к числу которых можно отнести „ Базарную улицу в Ташкенте" и „ Лавки у Регистана”,  видно умелый выбор кадра и освещения, типич­ность сюжетов, обстоятельность и достоверность. Одним из первых живописцев в Узбекистане Новиков посвящает свои большие пейзажи-картины индустриальным темам и народным стройкам республики.В 1934 г. он пишет Кадырьинскую ГЭС, в 1938 -1939 гг.- пейзажи, посвященные Чирчикстрою, в 1940 -1942 гг.  отдельные участки строительства Северо-Ферганского канала, в 1956 г. - строитель­ство стадиона Пахтакор, Обувную фабрику. Художественная ценность этих картин, неодинакова. Они не выходят за рамки исто­рического документа. Задача идейно- образного раскрытия темы, ре­волюционного преобразования природы советскими людьми в пейза­жах Новикова осталась нерешенной. Увидев лишь внешность явлений, автор не смог в этих работах подняться до широких творческих обобщений. Подлинная стихия Новикова - лирический пейзаж. Излюбленный мотив Новикова, выросшего в России - зима.Художник верно передает характер наших узбекистанских зим с синими тенями, с искрящимся на солнце снегом.„Зима в старом Ташкенте “  (1925) „Зима в Туркестане” (1927), „ Зимушка ”(1940) и  “Анхор зимою” (1956) достоверность. В горных пейзажах Новикова много света, воздуха, пространства. Они не лишены ощу­щения величия и суровой поэзии.В весенних этюдах Новикова нас радует цветение садов. Его скромные картины напоены ароматом влажной еще земли, свежих трав и цветов.В них хорошо передано ощущение пробуждающей­ся природы. .„Весна на берегах Анхора” (1924), „ Цветущие персики” (1936), „ Весна в Ботаническом саду “(1940), „ Весна в садах “ (1948) и многие другие весенние этюды и не только цельны по колориту и верны по настроению, они очень типичны для нашей природы. Из большого числа отличных осенних этюдов выделяются „Осень” (1925) и „Осенний вечер “(1950).Эти пейзажи наполнены осенней прохладой, они мягки и деликатны по освещению, выдер­жаны по колориту и полны поэтического настроения. Один из последних по времени натурных этюдов Новикова  - “ Улица в старом городе “ (1956). Этот скромный пейзаж хорошо передает настроение тихого вечера с мягкими, светлыми тенями, легшими поперек пустынной улочки. Долгая трудовая и творческая жизнь Новикова была плодотвор­ной. Свои знания и опыт многие годы он передавал молодому поколению художников и архитекторов. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее искусств Узбекистана, коллекции Национального банка Узбекистана.Место захоронения :Кл№1 (Боткинское).Карта №16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.