Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

           Петросова Елизавета Артемовна

               (1913.14.VIII – 1997)

Танцовщица, балетмейстер.Народная артистка УзССР и ККАССР(1957).Основательница каракалпакского народного ансамбля песни и танца, постановщица каракалпакских народных танец.Елизавета Петросова - это родная сестра Тамары Ханум.Танцевальному искусству обучалась у Уста Алима Камилова, Юсуфа Шакарджанова, родных сестер Тамараханум и Г.Рахимовой.Творческую деятельность начинала танцовщицей в Андижанском театре (1929).Работала танцовщицей и балетмейстером в Самаркандском драматическом театре (1933 -36), в Узбекском  Государственном филармонии (1938 -56).Во время ВОВ балетмейстер фронтового женского ансамбля под руководством Г.Рахимовой.Художественный руководитель и балетмейстер Государственной филармонии ККАССР им.Бердаха (1956 - 70).Научная сотрудница института  Искусствознания (1966 – 67).Создала более 70 каракалпакских танцев. Они вошли в репертуар узбекских профессиональных самодеятельных коллективов.Танцы созданные в 1956-1959гг. Елизаветой Петросовой были горячо приняты широкими слоями населения Каракалпакии, вошли прочно в репертуар каракалпакского ансамбля песни и танца и стали проникать в быт.Елизавета Петросова прежде чем приступить к созданию танцев, отобрала понятные и близкие народу темы, посвященные труду человека и жизни природы. Для того, чтобы изучить специфические приёмы трудовых процессов, понять и увидеть своеобразие природы, Петросова ездила в отдаленные районы, присматривалась к работе в артелях по выделке кошмы, приглядывалась к рыбакам на Аму-Дарье и Аральском море, училась плести сети в одном из совхозов полуострова Муйнак, "выходила" в море на катерах и шлюпках, часами слушала песни и сказы бахши, участвовала в традиционных вечеринках молодежи, где проходили различные старинные народные игры, тщательно изучала своеобразную графику рисунков на коврах, кошмах и тканях. Её советчиками и консультантами были все, кто увлекался вместе с ней идеей создания народного танца каракалпаков.Постепенно начали складываться движения будущих танцев.Один из первых танцев, поставленных Петросовой в Каракалпакском ансамбле песни и танца, назван "Выделка кошмы".В этом танце нашел отражение весь процесс выделки кошмы, и хотя танец построен на иллюстрированных "трудовых" движениях, почти досконально повторяющих движения подлинного трудового процесса, он получился поэтический, живой и задорный.На следующем этапе работы даже танцы, отражающие конкретный трудовой процесс или бытовой обряд, начинают приобретать большую образность, иллюстративный жест все больше стилизуется. Если в танцах "Рыбаки", "Кошма" исполнители почти точно повторяли весь процесс труда, только наделяя его изяществом и грацией, то в танце "Илме-султан" иллюстративные движения, демонстрирующие ткачество и вышивание, играют менее значительную роль.Хороводная танцевальная сцена "Айкулаш" не просто демонстрирует традиционное гулянье юношей и девушек в лунную ночь, а тонко и поэтично рассказывает о зарождении чувства первой любви.Одновременно с хороводной композицией был поставлен сольный женский танец "Нозлы". "Нозлы" уже не имеет ни сюжета, ни иллюстративных жестов. Он насыщен большим количеством верчений, бравурных рэнверсе, широких движений рук. "Нозлы" говорит о радости сильного человека, это уже "чистый" танец, передающий "чистые" чувства.Необходимо подчеркнуть, что каракалпакские танцы не копируют движений узбекского танца, хотя узбеки-хорезмийцы ближайшие соседи каракалпаков. Узбекский танец славится своим древним происхождением, многовековым развитием, поразительным многообразием школ, видов и жанров.Каракалпакский танец - танец всего тела, танец виртуозных движений ног, изощренных рисунков движений рук, трепетных движений корпуса, сложных орнаментальных движений рук, необычных, непривычных движений плеч и головы.Уже первые показы каракалпакского танца массовому, всесоюзному и всемирному зрителю на Московском Международном фестивале демократической молодежи и студентов в 1957г. продемонстрировали истинную самобытность каракалпакской хореографии, завоевавшей успех на всемирном конкурсе танца.Елизавету Артемовну ласково называли “ Лизаханум ”. Лауреатка Всесоюзного фестиваля студентов и молодежи (1957), Государственной премии ККАССР им.Бердаха (1969).Награждена 2 орденами “ Знак Почета ” и медалями.Место захоронения Мемориальное кладбище “ Чигатай “.
 





Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.