Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Рейх Михаил Вольдемарович

(1904 -1966)

Художник живописец,график.Член Союза художников Узбекистана. Михаил Вольдемарович Рейх родился в 1904 г.Свой путь худож­ника-графика начал в Военной ударной школе искусств в Ашхабаде (1920—1923). Школа дала ему не столько художественное, сколько политическое образование, пробудила у него острый интерес к дей­ствительности.Приехав в 1924 г. в Узбекистан, Рейх работает в Ташкентских газетах и журналах, делая преимущественно портретные зарисовки и карикатуры на бытовые темы. Позднее его карикатуры печатает сатирический журнал „Муштум ”, а иллюстрации, заголовки, натурные зарисовки к рассказам и очеркам публикует журнал „Семь дней ”. Стилистически работы этого времени носят подражательный характер, но склонность ху-дожника к юмористическим темам и решениям уже начинает оп­ределяться.Постепенно Рейх от работы в периодической печати пере­ходит к иллюстрированию детской книги. В местных издатель­ствах выходят две книжки узбекских народных сказок, иллюс­трированные рисунками пером, а в издательстве „ ЗИФ ” - книжка „Кичкинтой ”(„ Малыш ”) с акварельными рисунками (1927). Персо­нажи его иллюстраций смешны, зачастую это острый гротеск. Но художественное преувеличение смешного, как правило, достигается утрированием физических черт персонажей, поисками занимательных ракурсов и поз. В иллюстрациях нет еще подлин­ной фантазии, сказочности и широкого простора для воображе­ния, хотя композиционные решения их изобретательны и за­бавны.В конце 30-х годов творческая биография художника напол­няется новыми интересными событиями, которые крепче, теснее связывают его с жизнью республики. Рейх во главе бригады гра­фиков выезжает на народные стройки. Большой Ферганский канал, Чирчикстрой - это долгие дни труда в народе, общения с народом, познания жизни у ее истоков.По дороге на Большой Ферганский канал, - рассказывает Рейх, - нас не покидало ощущение, что мы едем на фронт, и это впечатление осталось на канале. Это был трудовой фронт. Энтузи­азм народа был так велик, что оставаться равнодушным созерцателем было невозможно.Каждый портрет, нарисованный художником, был острым и действенным средством повышения производительности труда.Почти год работал Рейх на Чирчикстрое. Здесь широко раз­вернулись его организационные способности и природный дар художника-портретиста, умеющего быстро и живо схватывать сход­ство и характер человека. Одиннадцать портретных галерей ударников, включающих более 300 зарисовок, 200 тематических рисун­ков, 40 номеров „Чирчикстроевского крокодила”, плакаты для „Окон сатиры ”, панно, рисунки для газет, оформление трассы канала -даже этот сухой и далеко не полный перечень работ бригады ху­дожников переносит нас в боевую атмосферу их трудовых будней и определяет значимость их творчества.Художники на строительстве получили новый запас жизненных впечатлений, сделали сотни зарисовок, однако подлинного творче­ского обобщения в станковых произведениях добиться им не уда­лось. Их работы, в том числе и работы М. В. Рейха, носили харак­тер конкретных зарисовок, правдивых, часто острых, жизненных, но не глубоких и не объединенных идейно-образной сюжетной линией. Но они представляли интересный раздел графики на респуб­ликанской выставке художников Узбекистана в 1940 г.В первые дни Великой Отечественной войны Рейх создал са­тирические листы на темы, разоблачающие фашизм. В 1942—1945 гг. Рейх работает художником на большом военном строительстве на Урале.В послевоенный период Рейх продолжает работать в жанре политического плаката, сотрудничает в „ Муштуме “ возглавляет бригаду художников на строительстве железной дороги Чарджоу,— Кунград, создает иллюстрации к детской книге, участвует в вы­ставках станковыми произведениями („У Тюямуюна”, „ Листовки ”, „ На стройке”).В 1949 г. Рейх уезжает на три года в Киев и там продолжает иллюстрировать детскую книгу (М. Стельмах „Жнива”, В. Бичко „Я хоч невеличка”).Там же начинается новый этап в творчестве художника. Ему поручают иллюстрирование исторических романов „ Чингизхан ”, „ Батый ”, „ Абай ”. Иллюстрации Рейха привлекают исторической достоверностью деталей, верностью этнических типов, интересными композиционными находками, точно расставленными смысловыми акцентами в сюжетной линии, но в них зачастую слаб рисунок, техника отмывки еще робкая и вялая. Во многих иллюстрациях бросается в глаза излишняя карикатурность лиц, поз, но в некоторых из них (особенно в иллюстрациях к роману „Чингиз-хан ” уже ощущается стремление художника к психологической выразительности, к об­разному решению. Новое мы видим и в листах станковой графики на темы Октябрьских событий в Ташкенте (1957). Здесь видно стремление художника к объединению рисунков единой идейной линией, одним стилистическим приемом, внимание к характерности типажа, выразительности композиций.Рейх - это художник-пропагандист и агитатор, журналист по складу дарования и по творческим стремлениям.Скончался в 1966 году.Место захоронения:Кл№1(Боткинское).Карта №16.

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.