Рождественский Владимир Леонидович
(1897 - 1949)
Художник - график, живописец.Заслуженный деятель искусств УзССР (1942).Основоположник социалистического реализма в искусстве Узбекистана.Рождественский родился в 1897 г. в селе Ураваново, недалеко от города Мурома. Творческая деятельность его началась в Красной Армии с работы художника-агитатора. Художественное образование Рождественскому получить не удалось. Только годы упорной работы и стремление художника быть всегда в центре событий, видеть, чувствовать и уметь образно рассказать об увиденном позволили ему овладеть профессиональным мастерством графика. Серьезным препятствием явилась ампутация правой руки. Художник стал работать левой рукой, но нарушение нормального равновесия тела долго мешало ему и приводило к перекошенности композиции произведения. В процессе работы художник не раз обращался к зеркалу, где обратное отражение выявляло отклонение от вертикальной оси. Этот разлад между замыслом и несовершенством его воплощения служил причиной глубокой, но скрытой драмы художника. С 1922 г. Рождественский работает в Средней Азии. Навыки художественной агитации и пропаганды, полученные в Красной Армии, Рождественский применил в работе газетно - журнального художника. Сотрудничество в юмористических журналах „ Костры ” и „Скорпион- (1922—1923) выявило у Рождественского незаурядное дарование карикатуриста, которое получило дальнейшее развитие в многолетней работе в сатирическом журнале „ Муштум “(1926—1936). С 1926 руководил художественным отделом сатирического журнала «Муштум».Рождественский заведовал художественной частью, к началу 30-х гг. сгруппировались сильные художники-графики ( Еремян, Воробейчиков, Мальт, Усто Мумин) общими усилиями которых журнал был выведен на первое место среди сатирических журналов других национальных республик.Острый иронический ум художника помог овладеть Рождественскому карикатурой как жанром, прочно занявшим место в его творческой деятельности.Процессы психологического освоения темы и образного мышления, которые происходили в творческой лаборатории карикатуриста, оказали влияние на его самобытную и выразительную художественную манеру. Рождественский очень любил Маяковского, чеканные рифмы его стихов, где каждое слово если не образ, то работающая на него деталь. Лаконичная выразительность образов, четкость в передаче мысли, логическая оправданность каждого штриха — таковы черты Рождественского-графика.В 1939 г. Рождественский заканчивает сатирическую серию в 10 листах, посвященную Хамзе, Среди произведений, посвященных образу Хамзы Хаким-заде, до сих пор волнующему художников Узбекистана, серия Рождественского занимает особое место по своеобразному решению темы. Художник символически раскрывает образ Хамзы, показывая в этой серии историческую правоту, моральное превосходство обширной политической и культурно-просветительной деятельности этого выдающегося сына узбекского народа в его борьбе с врагами советского строя. Тогда же Рождественский создает серию автолитографий „ Из прошлого Узбекистана “. В листах „ Мактаб “, „ Старая Бухара”, „ На байском поле”, „ Борьба за воду”, художник рисует дореволюционный полуколониальный Узбекистан с его острыми социальными противоречиями. Большое значение художник придает цветовому решению плакатов также броскому, построенному часто на «контрастах тонов».Опыт, накопленный в работе над политической карикатурой, Рождественский применяет в работе над сатирическими плакатами. Разрабатывая образ врага, художник подчеркивает его звероподобную сущность. Разящая сила сатиры увеличивается тем, что в персонажах плакатов, изображенных то волками, то обезьянами, то ослами, нетрудно уловить портретное сходство с фашистскими заправилами.Несмотря на множество выполненных плакатов, Роджественский избегает штампа. А когда тема повторяется, то изобретательный художник находит новoe и остроумное ее решение. Работу над сатирическим плакатом Рождественский сочетал с поисками положительного героя современности. Эти поиски воплощаются в образе молодого узбека на в плакатах „ Клятва призывника “ и „ Держи свой путь на Запад , богатырь “. По глубине обобщения эмоциональной силе эти два плаката занимают одно из первых мест в плакатной продукции Узбекистана военных лет.Открывшийся туберкулезный процесс не удержал Рождественского от поездки с бригадой художников на Северо-Кавказский фронт в 1942 г.В годы войны из поездки совместно с Б. Жуковым, М. Арининым на Северо-Кавказский фронт привёз серию фронтовых этюдов и зарисовок. Он шёл вслед за советскими войсками, освобождавшими оккупированные фашистами города и сёла, поэтому так документально-убедительны его живописные и графические этюды. Итогом этой поездки было 50 автолитографий, образующих „Фронтовой дневник “ художника, его любимое детище. Это скупая, суровая, но чрезвычайно выразительная хроника фронтовых будней, в которой художник поднялся до больших обобщений. Фронтовые зарисовки Рождественского - крупный вклад в разработку военной темы Сделанные по свежим следам событий художником-очевидцем, они подкупают своей свежестью и жизненной достоверностью.За творческую и общественную деятельность во время войны» за плодотворную работу в области плаката Рождественскому присваивается знание заслуженного деятеля искусств УзССР.В конце 1942 г. Рождественский задумал написать монументальное живописное полотно из древней истории Средней Азии, Первой пробой силы в исторической живописи была картина „ Нашествие монголов” (1946). Рождественский зарекомендовал себя вдумчивым мастером, тяготеющим к философским обобщениям. Человек большой и чуткой души, энергичный и остроумный, иногда резкий, но всегда правдивый, Рождественский овладевал симпатиями людей своей простотой и искренностью. Эти же качества пронизывают и творчество художника. . Рождественский оставил заметный след в художественной иллюстрации узбекской литературы. Произведения В. Л. Рождественского хранятся в Музее искусств Узбекистана, частных коллекциях.Рождественский умер в 1949 г. в самом расцвете своего дарования.Похоронен на Боткинском кладбище Ташкента.Карта №22.
|
|