Шарафиддинов Шамсиддин (Хуршид)
(1892.10.V - 1960.13.IX)
Узбекский поэт, драматург, режиссер, переводчик. Заслуженный деятель искусств Уз ССР (1941).Один из создателей жанра узбекской музыкальной драмы. Окончил русско –туземную школу (1908-10) и училище учителей в 1918г.Литературную деятельность начал в 1905 году. Писал пьесы « Ариф и Маъруф», «Черная женщина»,стихи и литературно-критические статьи. Сценическую деятельность начал в 1915 в Ташкентской любительской театральной труппе "Туран", где сыграл ряд комедийных и острохарактерных ролей в пьесах азербайджанских, татарских и узбекских авторов. В 1918 написал первую пьесу - драму "Новое и старое" - о борьбе молодежи Туркестана против реакционеров. Творчество Xуршида способствовало становлению и развитию узбекского театра и драматургии. Написал пьесы "Безграмотный бай"(1918), "Маленький солдат" (1919), трагедию "Приговор Сиявуша" (1920), драму "Сын кузнеца" (1920), историческую драму "Туркестан" (1920). Xуршиду принадлежат музыкальные комедии "Которая лучше" (1924), "Смех и слезы" (1926) и др. Особое место в творчестве Xуршида занимают пьесы "Фархад и Ширин" и "Лейли и Меджнун" на сюжеты поэм Навои, поставленные в 1923-24г образцовой краевой драматической труппой и другими узбекскими музыкальными- драматическими театрами и являющиеся первыми национальными музыкальными спектаклями. Пьесы Xуршида широко ставились в 20-начале 30-х гг. узбекскими театрами. Xуршид является также автором либретто опер "Лейли и Меджнун" (1940), "Фархад и Ширин" (1957), поставленные в театре оперы и балета им. Навои. Перевел на узбекский язык пьесы азербайджанских, русских и др. авторов (У. Гаджибекова, Мамедкулизаде, Шиллера, Билль- Белоцерковского и др.). В 1924-29 был режиссером узбекской труппы " Тилак" ("Стремление").С 1929 по 1948г работал на различных должностях в узбекских театрах. Старший научный сотрудник института литературы и языка им А.С.Пушкина(1948 -60). Имя одного из них - талантливого поэта и драматурга Хуршида - поистине овеяно славой, всенародным признанием и любовью, как имена многих замечательных сынов земли узбекской, внесших значительный вклад в возрождение вековых национальных традиций, духовных ценностей, сохранение культурного наследия. Развивающий традиции классической национальной литературы, драматургии и театра новой формации, Хуршид стоял в одном ряду со многими своими собратьями по перу, такими, как Кадыри, Чулпан и Фитрат. Его родители - образованнейшие люди своего времени - мечтали о том, чтобы сын стал поэтом. И Шамсуддин Шарафуддинов (таково его настоящее имя, а Хуршид - один из многих творческих псевдонимов) оправдал все их надежды и ожидания. Правда, его талант оказался еще более разносторонним.Увлекшись искусством Мельпомены, Хуршид стал выдающимся драматургом и новатором театрального дела.С его именем связаны первые музыкально-сценические постановки, осуществленные во многих городах Узбекистана. Но вершиной его поэтического творчества стали знаменитые драмы в стихах Фархад и Ширин, Лейли и Меджнун, которыми он положил начало театральному воплощению гениальных поэм Алишера Навои. Не случайно его считали основоположником мировой сценической навоинианы.Эти пьесы, имевшие ошеломляющий успех у зрителей, ставились на сценах многих государственных театров Узбекистана. Примечательно, что музыкальная драма Фархад и Ширин в постановке известного театрального режиссера Маннона Уйгура была показана на Первой Международной театральной олимпиаде и отмечена самыми известными критиками. Пьесу увидели в Москве, где ее назвали первой узбекской национальной оперой. Восторженную оценку этому спектаклю дали реформатор театра Владимир Немирович-Данченко, писатель Алексей Толстой, актриса Ольга Книппер-Чехова… Но даже слава и всенародное признание не помогли драматургу уберечься от необоснованных обвинений и враждебных ярлыков. Настоящим ударом для него стала жестокая критика, прозвучавшая в адрес его поэм, которые, как отмечалось в те годы, пропагандируют буржуазно-националистическую идеологию и идеализируют прошлое. Репрессированный и исключенный из Союза писателей Хуршид так и не оправился от страшных обвинений, уйдя из жизни после тяжелой болезни. Имя истинного патриота своей страны, лелеющего мечту о свободе, человеческом разуме и счастье, обрело истинную ценность, а мужественные и сильные герои его драм и стихотворений - новую сценическую жизнь. Сбылась мечта о свободе и независимости всех наших соотечественников, в полной мере испытавших на себе тиранию и деспотизм тоталитарного режима, подавляющего личность. И вспоминая всех очевидцев тех страшных годов террора, отдавая дань памяти и любви их родным и близким, пережившим ужасы трагедии, мы скорбим вместе с ними о безвременно ушедших жертвах произвола Файзулле Ходжаеве, Абдулле Кадыри и других, чьи мысли и взгляды на жизнь далеко опережали время. В сердцах всех последующих поколений нескончаемой болью и скорбью отзывается трагическая судьба многих наших соотечественников, испытавших на себе тиранию подавления личности.Именем Хуршида названа одна из улиц города Ташкента.Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор (Камалан) в Ташкенте.
|