Памяти выдающихся и знаменитых личностей Узбекистана посвящается.

Зарипов Карим

(1893 – 1960.20.XII)

Деятель циркового искусства.Основатель узбекского цирка.Народный артист УзССР (1939).Известный как (Карим - Кизик).Руководитель номера Джигиты Узбекистана и дрессировщик лошадей.Вспоминая о старейшем мастере манежа, народном артисте Узбекской ССР Кариме Зарипове, не перестаешь изумляться тому, как может много сделать за свою жизнь один человек.Родился К.Зарипов в 1893г.В 1900 году начал свою трудовую деятельность.До революции он работает во многих узбекских и русских цирковых труппах, пешим или на лошади исколесив всю Среднюю Азию и, несмотря на все невзгоды, не покинув родного цирка.В1904 году он работает в первой национальной цирковой труппе; в 1918 вступает в цирк «Кооператив».В 1920 году К. Зарипов работает в цирке Юпатова.В 1927 году Карим ака организовывает цирковой коллектив «Кооператив», куда приглашает своего друга Юнуса Раджаби организовать настоящий оркестр для сопровождения цирковой программы, после чего оркестр в полном составе был приглашен на радиокомитет Узбекистана. В 1928 году создает новую труппу «Кизил Шарк» («Красный Восток»), становится ее руководителем. В 1930 году К. Зарипов — один из организаторов Ташкентского государственного цирка. В 1933 году Карим Зарипов создает цирковое училище, он сам директор и преподаватель.В 1937году Ташкентское Главное управление государственных цирков под руководством Карим Зарипова входит в состав Московского Объедения Государственных цирков.В 1942 году, в годы войны Карим ака инициатор и организатор в создании первого Узбекского циркового коллектива.В народе Карима Зарипова  называли«Карим-кызык», тем самым отдавая дань его сатирическому и комическому искусству. Национальная клоунада - масхарабозлик и кызыкчилик - занимают в его творчестве особое место.Карим Зарипов, используя богатейшие традиции своего народа, а также русского и европейского цирка, принес с собой на манеж клоунаду, которая целиком отвечала духу времени.Мало того, его заслуга заключается еще и в том, что он в двадцатые- тридцатые годы выступает, пожалуй, с первой женщиной - кызыкчи, партнером и спутницей жизни Муборакхон Зариповой. Для национального циркового искусства подобное явление было новым, необычным. Правда, они не могли в то время найти своего образа на манеже (К. Зарипов выступал в образе традиционного «рыжего», а М. Зарипова - в образе «белого»), но то что они создали, заслуживает большого внимания. Карим-кызык вместе с Муборак Зариповой исполняли и еще одну народную репризу, издавна бытующую в репертуаре актеров традиционного театра и узбекского цирка. Называется она «Песня и черт» (или «Шайтан»).Комедианты манежа высмеивают в этом произведении некоторых молодых людей, склонных к хвастовству, и вместе с тем оружием сатиры борются против различных суеверий.Однако на всю страну Зариповы уже стали известны, как мастера конного цирка - в дрессировке лошадей, в головокружительной, смелой джигитовке и в номере гротеск-наездницы.Еще в юношеские годы К. Зарипов освоил вольтижировку на лошади. Он долгое время работал рядом с известным в то время дрессировщиком лошадей  Якубовским. А первым учителем его в дрессировке лошадей был замечательный узбекский цирковой артист Рахмон Абдухалилов, державший до революции, а затем и в двадцатые годы свою труппу. Он был руководителем и организатором труппы.Используя опыт своих старших товарищей по искусству, К. Зарипов в тридцатые годы выступает в цирке в номере «Свобода» со своим кара- баиром по кличке «Самарканд». Подрастают дети, а с ними приближается заветная цель артиста - выпустить номер «Джигиты-наездники». И вот в 1938 году впервые на манеже дебютировали Зариповы - младшие: четырнадцатилетний Хаким и одиннадцатилетняя Халида. Хаким показывал легкие трюки джигитовки, а Халида - дамского вольтижа на лошади. Впервые о молодых наездниках с восторгом отзывается пресса братской Киргизии отмечая их ловкость и стремительный темп в исполнении трюков.Опытный мастер показывал в исполнении своих учеников не только высокую технику.Он создал тематическое цирковое полотно. Тема его - защита Родины. Карим, Муборак, Хаким и Халида в номере «Стрелки на конях» демонстрировали различные трюки, стреляли метко по мишеням. Причем, маленькая Халида одновременно поражала две мишени.1942 году Карим Зарипов, артист и патриот своей Родины, создает еще одно тематическое произведение.Его джигиты на лошадях показывают мирный труд дехкан - сбор хлопка.Но вот грянула война и джигиты с мечами выезжают на защиту родного дома.Печать Узбекистана, отмечая как большое событие в культурной жизни республики создание узбекского циркового коллектива, высоко оценив идейное и художественное содержание программы, много теплых слов высказала в адрес К. Зарипова и его питомцев: Ф. Рахмановой, Д. Рахманова, X. Зарипова, Акбарова, Иргашева Идут годы, но старый артист не знает покоя.Он думает, ищет, приглашает, тщательно отбирая способных юношей. В 1946 году появляется новый номер «Джигиты Узбекистана», который был новым не только по своему названию, но и по своей художественной сущности. Введены новые трюки, усложнены старые, изменена композиция произведения.Количество животных увеличилось не только в джигитовке, но и в номере «Свобода». Теперь Карим Зарипов выпускает на манеж не одну-две лошади, а сразу четыре, что дает возможность ввести новые трюки, а значит, разнообразить программу. Вот почему в 1951 году гастроли Зариповых в Московском цирке во время Декады узбекской литературы и искусства проходили с большим успехом.А через год старейшая дальневосточная газета «Тихоокеанская звезда» писала: «Много юношеского задора, отваги в работе наездников- джигитов под руководством одного из старейших артистов Узбекистана Карима Зарипова.В Хабаровске не раз выступали лучшие конные коллективы советского цирка - кубанские казаки под руководством Михаила Тугапова, артисты Александрова – Сержа.К чести молодых наездников группы Зарипова надо сказать, что по сравнению с этими замечательными коллективами они нисколько не проигрывают». Карим Зарипов очень любил свою дочь Халиду Зарипову, гордился ею.Он сделал все, чтобы она стала гротеск-наездницей. Начав с дамской вольтижировки, Халида постепенно освоила танцы на скачущей лошади, а затем присоединила к ним трюки - прыжки через ленты, обручи и т. д. Династия цирковых артистов Зариповых - едва ли не одна из самых известнейших в Узбекистане.Она насчитывает более 115 лет и объединяет более 50 мастеров цирка разных жанров. Ее основатель - народный артист Узбекистана Карим и Муборак Зариповы прожили вместе 70 лет, дали начало не только большой цирковой династии, но и сумели заложить в своих детях, а через них - во внуках и правнуках любовь к профессии, жизни, людям.За творческие заслуги К.Зарипов был награжден орденом ” Трудового Красного Знамени”, медалями, правительственными почетными грамотами.В 1951,1959 г. участник декад Узбекской литературы и искусства в Москве.За годы работы в цирке выпустил большое количество учеников, которые на сегодняшний день с достоинством представляют нашу республику.Умер 20 декабря 1960 г. похоронен в г. Ташкенте, на центральной части кладбища «Минор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Copyright, 2003-2015 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.